Наша школа начала осваивать ИКТ еще в 1992 году. Тогда нам в школу по советско-американскому проекту «Пилотные школы» был поставлен комплект из 10 ученических и 1 учительского компьютера. Появление вычислительной техники дало возможность «открыть» новые формы организации работы со школьниками в области информатики. Но для каждого из нас все это было в диковинку. В том же году мы с коллегой в рамках проекта прошли курсы повышения квалификации в Белорецкой компьютерной школе. С этого момента и началась другая жизнь.
Появились кружки по программированию и факультативные занятия по информатике. Лично меня, учителя физики, математики и информатики, тогда очень интересовал вопрос использования вычислительной техники в преподавании предметов. Поэтому в школе начали работать творческие лаборатории по разработке программных средств по учебным дисциплинам. Конечно, кто-то может сказать, что это сейчас не актуально, ведь теперь очень много фирм занимаются созданием ПО на профессиональном уровне. Но, напомню, все это происходило в начало 90-х годов. И то, что создавалось учениками, активно использовалось при проведении уроков.
Благодаря администрации школы мы смогли «выйти» на российский и международный уровни. Нам беспрепятственно предоставляли средства для того, чтобы мы с учениками выезжали на различные конференции по информационным технологиям, которые до сих пор организуются и проводятся, в частности, в Троицке Московской области. Благодаря этим поездкам наша делегация с каждым разом привозила все новые и новые идеи, и мы старались реализовывать их в стенах нашей школы с учениками.
Удачный эксперимент
Очередным революционным шагом стало открытие в 1992 году математических классов. Уже тогда мы начали преподавать информатику с 1-го класса. Сейчас, спустя 15 лет, я могу уверенно заявить, что эксперимент полностью оправдан и результаты нас только радуют. Школа уже сделала шесть выпусков таких профильных классов. И сейчас они есть в каждой параллели.
Следующий этап информатизации нашего образовательного учреждения начался с 1998 года. В этом году меня назначили на должность заместителя директора по учебной работе, а ИКТ было решено внедрять в процесс управления образовательным учреждением. Причин тому было немало.
Уже через два дня после назначения на должность мне вручили бланки табелей учета отработанного учителями времени – это такие большие листы, где нужно было вписать каждого из 138 сотрудников школы, указать нагрузку, фактически отработанные дни и часы, надбавки и так далее. Пришлось просидеть с этими табелями 2 дня и 2 ночи. Вот тогда-то я и решил, что так больше нельзя, ведь все можно автоматизировать. Поэтому сделал форму в электронном виде и использую ее по сей день. Теперь на формирование готового табеля у меня уходит максимум 20 минут.
В ходе работы появлялись все новые и новые проблемы, и их приходилось решать самыми разными способами. Но уже было заметно легче – те группы учеников, которые я создавал на базе школы для изучения ИТ, начали разрабатывать программные продукты по автоматизации деятельности администрации образовательного учреждения.
На сегодняшний день создано много самых различных программных продуктов и электронных таблиц для организации работы с информацией, ее обработки, передачи. С некоторыми из них можно ознакомиться на сайте «Автоматизация деятельности администрации образовательного учреждения» (http://adaou.glazov.net).
Отчеты на дискетах
Следующим направлением деятельности стало вовлечение наших учителей и классных руководителей для организации работы с ИКТ по сопровождению учебного процесса. Сразу хочу уточнить, что не следует путать это с «использованием ИКТ при преподавании учебного предмета». Дело в том, что данное направление мы не можем себе позволить, так как не имеем такого количества оборудования. Кабинет вычислительной техники у нас один на всю школу. И он, естественно, перегружен уроками информатики, ИКТ, программирования, факультативов и кружков. Но могу уверенно сказать, что если была бы в нашей школе соответствующая техническая база, мы бы уже давно могли развернуть и это направление.
А вот под «сопровождением учебного процесса» понимается то, что классные руководители и учителя – предметники все необходимые материалы (отчеты, рабочие программы и так далее) теперь выполняют в электронном виде.
Еще три года назад никто из них не мог себе представить, что значит сдать «электронный отчет выполнения государственных образовательных программ», «электронный отчет классного руководителя», «электронный мониторинг знаний учащихся по контрольным работам», «электронный отчет отсутствующих учащихся», «электронные рабочие программы». Теперь же, когда у большинства педагогов компьютеры появились дома, все это они сдают в учебную часть на дискетах, компакт-дисках и на других носителях. Ну а тем, у кого своих компьютеров нет, мы предоставляем возможность в свободное время работать в кабинете информатики или в учительской.
В школе создана локальная школьная сеть, которая связывает кабинет информатики, учительскую, компьютеры секретаря, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по учебной работе и ИКТ, библиотеку, кабинет английского языка и комнату школьного диджея. На сервере сети есть раздел «Архив учителей», где созданы каталоги с данными сотрудников школы. И каждый имеет доступ к своей папке, где хранятся все материалы учителей-предметников и классных руководителей.
Делай с нами, делай как мы!
Уже прошло три года с тех пор, как я начал работу по вовлечению учителей в сферу использования ИКТ. Как же все это происходило?
Поначалу коллектив разделился на три группы: сторонники использования ИКТ в образовании (примерно 20 процентов), противники (25 процентов) и те, кому все это было безразлично (55 процентов). Вот тогда и встал вопрос по проведению работы с теми неопределившимися учителями, которые в дальнейшем могли бы стать сторонниками нововведений.
Конечно, для некоторых педагогов все эти процессы протекали очень болезненно. Многие не понимали, «зачем, к примеру, текст для контрольной работы набирать на компьютере, если можно это записать на доске, используя свою рабочую тетрадь?». Но когда те 20 процентов, которые были «пионерами» освоения ИКТ, начали работать и делиться опытом, беседовать с коллегами и рассказывать, что и как, остальные тоже начали задумываться об этом. Дело в том, что самым весомым аргументом из всех показателей использования новых технологий для человека на современном этапе развития человечества является огромная экономия времени. И это побудило учителей к тому, что они потихоньку начали осваивать компьютер.
Скажу честно: мне пришлось нелегко. И на одном совещании я прямо сказал коллегам-консерваторам, чтобы не мешали работать в этом направлении, а все плюсы нововведений я докажу на практике. Так оно и получилось. Теперь абсолютное большинство педагогов школы работают с компьютером. Вот самая свежая статистика: сторонники – 92 процента, противники – порядка двух процентов, неопределившиеся – около 6 процентов.
Спасибо рекламе!
В Интернете я прочел, что, мол, пенсионеров невозможно усадить за ПК. Позволю себе не согласиться с этим. В нашей школе есть люди преклонного возраста, которые с компьютером на «ты». А вот среди противников внедрения ИКТ, как ни странно, больше всего людей среднего возраста.
У нас в обществе принято ругать рекламу. Но, на мой взгляд, именно реклама ИКТ в СМИ довольно сильно повлияла на решение проблемы использования новых технологий не только в нашей профессиональной деятельности, но и в быту. Не случайно сейчас в любой школе ученики, как правило, дадут рядовому учителю сто очков вперед в плане знания компьютера.
И еще один существенный момент. Для того чтобы вести работу в области информатизации образовательного учреждения, обязательно нужно, чтобы в школе была должность «заместитель директора по ИКТ». Недавно на форуме сайта http://pedsovet.org прочитал такое высказывание: «Дело не в наличии или отсутствии должности, дело в том, что нужно наполнить Сеть живой работой». По этому пункту я дал комментарий на своем сайте http://adaou.glazov.net/1.htm. Мне кажется, что заполнить Интернет можно чем угодно, даже «мусором». Но необходимо, чтобы в образовательном учреждении был человек, который направлял бы, а если нужно – и наставлял других на правильный путь. А пускать все на самотек – значит, идти с завязанными глазами в неизвестном направлении.
Поэтому когда в сентябре 2005 года мы приняли программу информатизации школы (о ней можно подробно прочитать на сайте http://adaou.glazov.net), было сделано все, чтобы ввести внештатную должность заместителя директора по ИКТ. И эту проблему мы тоже решили.
Ильяс КАСИМОВ, заместитель директора по учебной работе и ИКТ, школы №3, Глазов, Республика Удмуртия
Комментарии