search
main
0

Преодолевая противоречия. Некоторые пути взаимодействия школы и вуза

С каждым годом общество предъявляет все более жесткие требования к знаниям и умениям выпускников средних образовательных учреждений, поэтому налицо преимущества у тех, кто проходит профильное обучение в основном или старшем звене школы. Как правило, углубленная подготовка по информатике более доступна ученикам городских школ, так как для этого необходимы современные средства, технологии поиска и обработки информации, учебной и методической литературы, а также, что очень важно, возможность получить консультацию у преподавателя. При этом профессиональные качества преподавателей во многом определяют уровень подготовки учащихся, способствуют формированию интереса к предмету, возникновению желания к самостоятельному освоению программных продуктов, закладывают основы серьезной базовой подготовки. И если школы города в основном имеют возможность дать своим воспитанникам хорошую подготовку по информатике (особенно в этом направлении преуспевают лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов), то проблемной до сих пор остается ситуация с преподаванием информатики в сельских школах области.

Для разрешения сложившегося противоречия факультет математики, физики и информатики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого проводит подготовку студентов по следующим специальностям и направлениям:

«Математика» с дополнительной специальностью «Информатика» (квалификация – учитель математики и информатики);

«Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», специализация «Информационные системы» (квалификация – математик-программист);

«Физика» с дополнительной специальностью «Информатика» (квалификация – учитель физики и информатики);

«Физико-математическое образование», профиль «Информатика» (квалификация (степень) – бакалавр физико-математического образования).

Выпускники факультета математики, физики и информатики сейчас весьма востребованы в образовательных учреждениях города и области, так как получают хорошие знания по предмету, методическую подготовку, умеют применять ИКТ не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Однако при этом не следует забывать о повышении квалификации практикующих учителей, имеющих огромный опыт преподавания (ведь среди них очень часто встречаются выпускники этого факультета). Поэтому преподаватели кафедры информатики и методики обучения информатике разработали тематику курсов повышения квалификации учителей информатики и математики по следующим направлениям:

«Информационные технологии в математике». Курс предлагает к рассмотрению применение наиболее популярных математических пакетов (MathCad, Maple, MatLab и других) для решения задач математического моделирования.

«Парадигмы современного программирования». Анализируя подготовку выпускников школ по информатике, можно констатировать, что преподавание программирования в школе нельзя сводить к изучению конкретного языка программирования. Необходимо дать алгоритмическую подготовку как основу и реализовать ее через выбранную парадигму программирования. Предлагаемый курс дает полную информацию о современных подходах в программировании и наиболее общих методах, применяемых различными парадигмами.

«Организация электронного делопроизводства в школе». Курс призван помочь практикующему учителю-предметнику или заместителю директора по учебной работе организовать ведение школьной документации с помощью информационных технологий.

В плане работы факультета предусматривается проведение занятий по предложенным тематикам по мере поступления заявок от органов управления образованием. Форма организации курсовой подготовки может варьироваться от очной до заочной.

При проведении исследовательской работы студентами и аспирантами факультета математики, физики и информатики было выявлено еще одно противоречие, сложившееся в современной системе школьного образования. Анализируя результаты областного этапа олимпиады по информатике, которая традиционно проводится на базе тульских вузов, можно констатировать достаточно высокий уровень подготовки учеников из отдельных образовательных учреждений города Тулы, городов Алексина, Ефремова, Новомосковска Тульской области, а также иногда, фрагментарно, демонстрируют высокие результаты учеников сельских школ.

Организация работы с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений работы современной школы, которая при обучении по действующему стандарту общего образования предполагает реализовать предпрофильное и профильное обучение через систему элективных и факультативных курсов, использование ИКТ в различных предметных областях. Доступность к получению качественного образования, возможность раскрыть свой интеллектуальный потенциал, способность определить сферу своих научных интересов – все это может быть реализовано для учеников сельских и городских школ с помощью следующих форм работы.

Организация дистанционного обучения. Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения (ЦТТ и ДО) при ТГПУ им. Л.Н.Толстого проводит эксперимент по дистанционному обучению студентов Чернского педагогического колледжа по некоторым дисциплинам учебного плана. К сотрудничеству приглашаются ведущие преподаватели кафедр университета для разработки дистанционных курсов, ведения занятий с помощью телекоммуникационных средств и для осуществления контроля знаний студентов. Ведение занятий в интерактивном режиме позволило организовать дистанционные консультации обучающихся с преподавателями по выполнению индивидуальных заданий, по изучаемому материалу. К участию в эксперименте были привлечены также ученики школ города Тулы (в ближайшей перспективе эксперимент может охватить школы Тульской области, имеющие выход в Интернет), которые проходили дистанционно подготовку к централизованному тестированию и ЕГЭ.

Проведение научных предметных конференций учеников общеобразовательных учреждений. Данная форма работы очень перспективна, но, к сожалению, на сегодняшний день мало используется. Высокий интеллектуальный уровень одаренных учеников, их способность, а главное, желание продемонстрировать свои научные достижения – это основа потенциального преимущества такой формы перед другими. Если же совместить процедуру проведения ученической и студенческой научных конференций, организовав работу дополнительной секции, пригласить к участию в ней учителей, учеников и их родителей, то можно таким образом решать не только задачи обучения и профориентации, повышать престиж образования, но и способствовать выявлению и развитию молодых научных талантов.

Проведение олимпиады школьников по программированию и информационным технологиям. Традиционная олимпиада сводится, как правило, к решению задач повышенной сложности по программированию. При этом из поля зрения исчезает большое число детей, грамотных пользователей, имеющих высокий уровень владения ИКТ. Не учитывать современную тенденцию по освоению и широкому применению информационных технологий в жизни невозможно. Поэтому справедливо будет дать возможность самореализации юным web-дизайнерам, проектировщикам баз данных, разработчикам презентаций и компьютерных графических моделей.

Вся необходимая при организации работы с учениками, родителями, учителями, органами управления образованием информация размещается на сайте Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого www.tspu.tula.ru.

Наше будущее формируется уже сегодня, оно во многом зависит от подрастающего поколения, которое и определит тенденции, обозначит перспективы, расставит приоритеты. Воспитание подрастающего поколения, формирование его интеллектуального багажа, обучение и передача накопленного опыта – нелегкая, но всегда актуальная задача.

Галина ВАНЫКИНА, доцент кафедры информатики и методики обучения информатике Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте