search
main
0

Преодолеть все барьеры. После каникул..

В начале учебного года дети вновь собираются вместе. Они изменились, повзрослели, и их отношения между собой уже не те, что раньше. Психологические ситуации, складывающиеся в начале нового учебного года, комментирует Ирина УМНЯШОВА, кандидат психологических наук, заведующая учебно-производственной лабораторией факультета «Психология образования» МГППУ.

Испытание на толерантностьКогда шестиклассники вошли в свой класс, у окна на первой парте уже сидел незнакомый мальчик. Классный руководитель Татьяна Михайловна объявила: «У нас новый ученик, его зовут Илюша, постарайтесь с ним подружиться». Дети только на перемене узнали, что Илюша болен ДЦП и не может ходить, с трудом передвигается на костылях. Только один подросток иногда помогал ему, остальные с удивлением смотрели или проходили мимо. Дошло до того, что его оскорбляли, обзывали, могли ударить. Прошло чуть больше недели, и большая группа родителей против того, чтобы в их классе учился больной мальчик. Не получив ожидаемой поддержки, пошли к директору с той же претензией: учителя больше внимания будут ему уделять, а их дети отойдут на второй план, к тому же это будет травмировать психику здоровых детей. Директор не знала, как поступить, ей было жаль бедного Илюшу…В этой школе, скорее всего, не проводилась систематическая просветительская работа по созданию безбарьерной среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.Одно из условий создания такой среды – психологическая готовность всех участников образовательного процесса. Когда же такой ребенок начинает обучаться в обычной школе, важно, чтобы педагоги смогли создать благоприятную психологическую атмосферу для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Если же ситуация доведена до открытого конфликта, важно, чтобы директор заверил родителей, что обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья не снизит эффективности всего педагогического процесса и каждый ученик будет получать качественное образование вне зависимости от его медицинского статуса.После этого директору стоит обратиться к педагогическому коллективу с целью усилить работу по развитию толерантности, а также с требованиями создания единых образовательных требований для всех детей.Не прижилисьСемья Авдеевых переехала в другой город минувшей весной. Мать вместе с детьми специально задержалась, чтобы дать возможность своим детям доучиться в той школе, а летом переехали на новое место жительства. Дети очень переживали разлуку с друзьями, с городом, где они прожили всю жизнь. Восьмиклассник Саша и десятиклассница Таня очень просили родителей разрешить им остаться в прежнем городе и пожить у родственников, причем последние не возражали, чтобы дети продолжали учиться в своей школе. Но родители наотрез отказали. Перед новым учебным годом они особенно волновались: как их встретят новые одноклассники? Уже первый день занятий очень огорчил Сашу. Его посадили с мальчиком, с которым в классе никто не дружил – он плохо учился и всем мешал. Отношение к нему автоматически перешло и к Саше. Дружба ни с кем не складывалась, и Саша оставался изгоем. Он даже просил родителей перевести его в какую-нибудь другую школу.У Тани появились трудности. Она отличница, к тому же красива, и мальчики сразу обратили на это внимание. Все новые одноклассницы дружно невзлюбили ее, их ревность приняла открытые и грубые формы. Подруг в классе у нее не нашлось, и это ее особенно удручало.И брат и сестра возненавидели новую школу, где складывалась постоянная стрессовая ситуация.Одна из возможных причин сложившейся ситуации – незавершенность детско-родительского конфликта, который, возможно, возник в тот момент, когда родители наотрез отказали своим детям остаться жить в городе, где они жили до этого. Если у родителей не нашлось возможности поговорить с уже взрослыми детьми о причинах переезда в другой город и о важности единства семьи в этот сложный для всех период, то у Александра и Татьяны мог возникнуть внутренний протест (возможно даже неосознанно), проявляющийся в несогласии с мнением родителей и непринятии данной ситуации на поведенческом уровне. Поэтому ребята (повторюсь, что, возможно, неосознанно) не стремились построить взаимоотношения в новых коллективах, чтобы показать родителям свой протест. Здесь очень важно, чтобы между родителями и детьми состоялся откровенный разговор, чтобы у всех членов семьи была возможность сказать о своих чувствах, переживаниях, опасениях и постараться вместе найти выход. Этот разговор можно спланировать совместно с семейным психологом.Вторая возможная причина дезадаптации подростков к новой школе – недостаточная работа классных руководителей. В классных коллективах необходимо создатьусловия для успешной адаптации новых учеников. Если есть школьный психолог, то классный руководитель может запланировать занятия по развитию благоприятной психологической атмосферы в классном коллективе, в котором появляются новые участники.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте