search
main
0

Преодоление инертности школьного учителя

Три года назад, войдя в школу №1996, я увидела безрадостные лица учеников, которых взрослые заставляют учиться: зубрить определения и правила, а также печальных педагогов, пытающихся объяснить детям необходимость прохождения предмета в соответствии с программой. Ознакомившись со школой ближе – посетив уроки, пообщавшись с коллегами, проанализировав результаты, я пришла к выводу: необходимо что-то менять. Налицо инфицирование безразличием, равнодушием, консьюмеризмом большинства учителей.

​Цели перед собой были поставлены, так как знаю, чего и какой хочу видеть школу. Владея основами стратегического менеджмента и имея за плечами практику лидерства, я начала с себя как паттерна для педагогического коллектива. Вскоре появились единомышленники среди административного состава, процесс перезагрузки начался. На смену учительскому вопросу «Сколько заплатят за чтение рекомендованного списка профессиональной литературы?» пришло понимание необходимости педагогического и личностного самосовершенствования.

Действительно, необходимо менять саму парадигму образования. С чего мы начали? Сетевое взаимодействие школ, сотрудничество с ВШЭ помогли нам взглянуть на себя совершенно с другой стороны, пришло понимание не только администрации, но и коллектива. Да! Меняемся! И начинаем с себя!

Неоценимую помощь оказало посещение в рамках сети курсов повышения квалификации, итогом чего стало освоение современных технологий: 68% учителей проводят уроки в новом формате. Изменился формат работы через диалоговые формы взаимодействия, проведения семинаров по профессиональному совершенствованию педагогического мастерства. Интересная клубная практика «предметный эксперт» позволяет определить уровень мастерства в каждой школе. В настоящее время 13% учителей способны самостоятельно разрабатывать КИМы. Форум «Наука и образование» открыл для нас дискуссионную площадку. Мы знаем, что можем вести диалог, обсуждать появляющуюся научную литературу в профессиональной области, отслеживать тенденции развития общего образования за рубежом. 67% педагогического состава изменили в своей практике формы проведения уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний, появились новые формы взаимодействия участников образовательного процесса: школьный и родительские классные клубы, клуб «Читаем вместе».

Мощную теоретическую подготовку нам дали вебинары, обучение в ВШЭ: 28% наших педагогов проходят КПК в университете, учатся в магистратуре. Результатом стало создание новых форм педагогических советов, педагогических мастерских, заседаний кафедр. По результатам собеседования 32% педагогов умеют проводить самоанализ, рефлексировать. Вдохновленные идеями и практиками сотрудничества, мы выстроили свою систему работы с учителями через внедрение форм, которые не позволяют имитировать ФГОС. Уже традиционным стало проведение акции «Идеальный урок». Ежемесячно члены методических кафедр проводят открытые занятия с применением новых технологий, форм и методов, обсуждают, анализируют и выбирают варианты уроков своих коллег для демонстрации в акции «Идеальный урок», на который приглашаются коллеги, родители. Педагогические советы и совещания проходят только в активном формате, в диалоговом варианте. Тематические классные часы мы проводим совместно с родителями по обсуждению прочитанных книг, выбранных самостоятельно или по рекомендации ВШЭ (не в рамках внеклассного чтения). Еженедельно проходят методические минутки, на которых по рекомендации предметных экспертов делают замечания по проведенным открытым урокам.

Вошло уже в традицию начинать и заканчивать год собеседованием по обсуждению прочитанной литературы и предоставлением учителем своего биографического мини-исследования, где графически изображен рост профессионального интереса педагога, периоды интенсивного роста и латентные периоды, спады и ключевые моменты жизни, которые влияли на рост мастерства. Лучшего учителя в отдельных номинациях определяют дети, педагоги, родители. На последнем педагогическом совете «Галерея звезд» мы проводим этап награждения. Условия, созданные в учреждении для раскрытия своих способностей и, главное, появившееся желание, противостояние инертности дают результаты (только сегодня значимые).

Цифры – это упрямый фактический материал. Мы претерпели за три года две реорганизации, поднялись с 864-го на 439-е место в главном рейтинге московских школ. За этот период в школе увеличилось число призеров и победителей Всероссийской и Московской олимпиад среди воспитанников всех возрастных категорий. На 24.01.2015 из 102 зачисленных в 1-й класс 97 воспитанников появились в школе переводом из дошкольного отделения. Доверие родителей уже завоевано, мы на пути формирования духовной и интеллектуальной зависимости у каждого от профессиональной книги, потребности в постоянном, ежедневном самообучении. Радикальное изменение процессов, происходящих в стенах школы, приведет к желаемому результату через воспитание партиципацией и предметным освоением и пониманием теории учеником через аутентичную учебную практику.

Нам есть над чем работать – от освоения парадигмы аутентичного образования к трансформативной парадигме.

Анжела АДАМИЧ,

директор школы №1996

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте