search
main
0

Преодоление глухоты. Патриотическая работа в школе должна быть системной

Можно много рассуждать о патриотизме, при этом активизируясь лишь перед памятными датами. Но разовые акции хороши для отчетов, а для состояния души этого катастрофически мало. Чтобы патриотизм стал неотъемлемой частью бытия, нужна системная работа. Кропотливая и планомерная. И школа, как первый важный социальный институт, подходит для этого как нельзя лучше. В этом давно убедилась директор школы №31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района, заслуженный учитель России, отличник народного просвещения Татьяна ОСТАПЧЕНКО. И с четким пониманием этого она уже более 30 лет проработала руководителем образовательной организации. А то, что эта работа по воспитанию граждан, любящих свою Родину, ведется в 31-й на высоком уровне, доказала награда, врученная Татьяне Олеговне в Смольном. Накануне Дня России Татьяна Остапченко была награждена памятной медалью «Патриот России», которая учреждена Правительством Российской Федерации в 2007 году и вручается за личный вклад в работу по патриотическому воспитанию, проявление патриотизма в общественной, служебной, военной и трудовой деятельности.

– Татьяна Олеговна, патриотическое воспитание стало основным направлением работы в школе, а как вы к этому пришли?- Все началось, я думаю, с моих учителей. Первым наставником в моей профессиональной деятельности был замечательный педагогический коллектив общеобразовательной школы-интерната №7 на Васильевском острове во главе с директором В.М.Целярицкой. Их задор в работе, энтузиазм, энергию я и захватила с собой, когда возглавила школу №31 более 25 лет назад.Сегодня у нас существует целая система патриотического, гражданско-правового воспитания. Работе в этом направлении мы уделяем очень большое внимание, участвуем абсолютно во всех мероприятиях, которые проводятся в районе, в городе. Причем стараемся пробовать свои силы во всех форматах и пытаемся все эти форматы разнообразить у себя в школе.Помните фразу: «Учителя – это люди, формирующие будущее России!»? Она стала ключевой для многочисленных постеров, посвященных Году учителя в 2010 году. Я считаю, что в ней заложена глубокая по смыслу государственная установка, определяющая миссию российской школы. Через школу проходит каждый человек независимо от своей социальной категории и установочные ценности получает прежде всего от своих учителей на уроках и во внеурочной деятельности. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением в программе воспитания наших учеников.Конечно, эта система воспитательной работы должна подкрепляться семьей и всей окружающей социальной сферой региона, страны в целом, но установочные ценности дети получают именно от педагогов.При этом школа иногда является для ребенка единственной социальной инстанцией, где он может узнать о добре и зле. Я работала 13 лет в школе-интернате и поэтому точно знаю, какое большое влияние школа оказывает на становление личности человека. Ведь в семьях могут быть разные ситуации, и мы о них можем даже не подозревать, и может так получиться, что ценностные ориентиры ребенку там просто некому давать.Поэтому я уверена, что система воспитательной работы должна выстраиваться абсолютно во всех направлениях, а гражданско-правовое, патриотическое воспитание должно в ней лидировать. К этому вопросу я как руководитель всегда относилась очень серьезно. Старалась сама быть идеологом проектов в этом направлении и поддерживала те идеи, которые приносили мои коллеги. Причем главным в этих идеях должно быть качество.- Не могли бы вы вспомнить проект, с которого все началось?- Конечно, первая идея родилась буквально в самом начале моего директорского пути. С одним из учителей истории я пришла на урок истории, который состоялся в Музее политической истории. И мне очень понравилось, что занятие проходит не в стенах кабинета и не при открытых учебниках, которых, наверное, при изучении отдельных тем бывает недостаточно. Тогда у меня и возникла идея создать в школе какую-то экспозицию, музей, в котором мы будем изучать историю определенного временного периода. Это не только интересно, но и удобно, так как не всегда мы можем попасть в большой музей.После обсуждения с коллегами мы решили, что этим периодом будет Великая Отечественная война. Выбрали помещение на первом этаже, и началась большая поисковая работа, связанная прежде всего с жителями нашего микрорайона. В эту работу включились в первую очередь педагоги. А сподвижником стала наша учительница русского языка и литературы, которая поддерживала все мои инициативы. Именно этот педагог объединил и школьников, и родителей. Мы собрали обширный материал о защитниках блокадного Ленинграда, о детях блокадного Ленинграда, и нашли новому музею название. Я предложила назвать его «Ленинградцы в дни тяжелых испытаний». Со временем это название стало актуальным, потому что в  конце 1990-х годов возникли так называемые горячие точки, где воевали в том числе папы наших учеников. После создания музея мы начали проводить там уроки истории, уроки Мужества в формате встреч с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни. И постепенно это стало системой.Вскоре после открытия музея ко мне пришла ветеран ВОВ, узница нацистского лагеря, и спросила, не хотим ли мы создать экспозицию, посвященную детям – узникам концентрационных лагерей. Конечно, мы поддержали это предложение. Нашли еще одно помещение и создали экспозицию. Таким образом, у нас сегодня две экспозиции, и вторая из них едва ли не единственная в городе.- А меняют ли «экспозиционные» уроки отношение ребят к тому или иному периоду истории?- Безусловно. Это совсем другое эмоциональное восприятие страниц истории. Форматы уроков Мужества действительно затрагивают ребят, будят чувства. Нашим подросткам сейчас непросто в силу их возрастных особенностей, в силу обилия информации. Но когда я вижу этих ребят, проходящих свой неровный период становления, взросления на подобных встречах, то наблюдаю, как меняются их взгляды. Как появляется в них участие, сопереживание. И мне этого достаточно, потому что я знаю – процесс запущен. В правильном направлении.- То есть вы не согласны с утверждением о том, что сегодняшнее поколение эмоционально глухо?- Для того чтобы эта глухота была преодолена, нужна система, какую мы и постарались выстроить у себя в школе. У нас такой глухоты нет. Мне очень понравилось, как мы провели весь год подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В эту работу были включены не только учителя истории, но и учителя литературы, обществознания и т. д. По сути, возникла интеграция всего педагогического коллектива. Провели уроки Мужества в музейной экспозиции «Ленинградцы в дни тяжелых испытаний» для начальной школы, пригласили ветеранов, обсудили фильм «В бой идут одни «старики», устроили дискуссионные площадки.Мы также приняли участие в общегородской акции «Сирень Победы». Всей школой по количеству классов высадили 30 кустов сирени. И что любопытно, они даже зацвели. Значит, в эти маленькие кустики была заложена хорошая энергетика.В честь 70-летия Победы мы всей школой носили георгиевские ленточки, причем дети приобрели их самостоятельно, без всяких напоминаний. И когда я увидела, как эти ленточки перевязывались с груди ученика на кустик сирени, то у меня было эмоциональное потрясение в хорошем смысле этого слова.Конечно, у нас проходят дискуссии, дебаты, которые связаны с прочтением какого-либо художественного произведения, которое входит в программный материал. Ребята обсуждают  проблемы, не боятся задавать острые вопросы. Что радует, такие вопросы очень любят молодые учителя, которых у нас довольно много. Вообще дискуссионные уроки очень интересные, они действительно формируют мировосприятие, позицию. В конечном итоге они воспитывают граждан, которыми мы потом будем гордиться.- А как руководителю заразить своей идеей коллег?- Самому быть «зараженным». И, конечно, нужно найти единомышленников. Это может быть как весь коллектив, так и значительная его часть. А среди единомышленников всегда важно определить лидера, к которому все будут тянуться. Он будет как бы аккумулировать вокруг себя энергию созидания и творчества. У нас в коллективе есть и единомышленники, и лидеры.- Татьяна Олеговна, если бы вам дали слово при вручении медали «Патриот России», что бы вы сказали?- Эту медаль я расцениваю как оценку нашей общей систематической, планомерной работы по воспитанию настоящих патриотов России. И я бы сказала, что горжусь своей страной, горжусь своими детьми и горжусь своими учителями.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте