Всем известно: если учитель заболел, ему оплачивают больничный лист. Ничего удивительного, обычное дело. А вот в учебно-воспитательном комплексе №2 города Воронежа учителям выплачивают специальные премии за то, что они в течение года ни разу не брали больничного.
Заслуженная награда
Выдержка из приказа от 30.09.2005 года, подписанного директором УВК-2 Николаем Есиным: «В результате анализа пропуска рабочего времени педагогическими и другими работниками ВУВК имени Киселева за период с 1.09.2004 по 31.08.2005 выявлено, что 122 человека не пропустили ни одного рабочего дня, 10 человек пропустили от 1 до 5 рабочих дней, 15 человек – от 6 до 10 рабочих дней только по болезни. Анализ показал, что все неболевшие или мало болевшие работники комплекса не только обеспечивали качественную работу на своем участке, но и по просьбе администрации в свое свободное время безотказно замещали своих отсутствующих коллег, помогая тем самым обеспечивать непрерывность и качество учебно-воспитательного процесса в комплексе…»
Заслуженной оценкой безупречного труда учителей стали денежные поощрения в размере 40 процентов месячного заработка тем, кто не болел ни одного дня в течение учебного года, проболевшим от 1 до 5 дней – 30 процентов, от 6 до 10 дней – 20 процентов. Средства изыскали благодаря ежемесячной экономии фонда заработной платы комплекса и на основании ходатайства профсоюзного комитета УВК.
Если учесть, что в этой школе всего 169 педагогов, получается, что в течение учебного года почти 87 процентов из них или не болели совсем, или болели очень мало. Показатель для почти женского коллектива более чем оптимистичный.
Спрашиваю у заместителя директора УВК Жанны Петраченковой, как возникла идея поощрения учителей за «неболение»?
– За здоровьем и учителей, и детей администрация комплекса следит постоянно. Несколько лет назад особое внимание обратили на то, что в педколлективе есть люди, которые стараются никогда не болеть и ведут здоровый образ жизни. Как правило, именно они чаще других выезжают с ребятами на спортивные соревнования, ходят в походы и в итоге не болеют. Решили этих педагогов поощрить, чтобы и у других появился стимул.
Все в медицинский центр
Такая политика школьной администрации привела к тому, что педагоги стали более серьезно относиться к своему здоровью. По словам Жанны Валерьевны, в среднем за год если проболеют человек двадцать, этим все и ограничивается. Пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период, когда дети больше всего подвержены простуде. Как считает моя собеседница, «профессиональных» учительских болячек несколько. Во-первых, вирусные инфекции органов дыхания, которые сначала успешно атакуют учеников, а потом переключаются на педагогов. Второе – фарингит к концу года, потеря голоса, возникающая у учителя в связи с перенапряжением голосовых связок. Третья опасность – нервное перенапряжение, которое грозит стрессом, бессонницей, а то и чем похуже.
Проанализировав причины названных болезней, администрация школы решила не ограничиваться материальным поощрением здоровых учителей, а взялась решать проблемы комплексно.
Жанна Валерьевна продолжает свой рассказ:
– У нас открыт свой медицинский центр. И хотя задумывался он для детей, но теперь мы хотим распространить его положительное влияние и на взрослых. Ведь это очень удобно, когда в стенах школы можно получить назначенные врачом физиопроцедуры, прогревания, лечебный массаж и кислородные коктейли. Сейчас этим пользуются в основном дети, причем бесплатно.
Есть в нашей школе кабинет психологической разгрузки, куда с удовольствием приходят многие учителя.
– И что, учителя запросто рассказывают психологу о своих проблемах?
– Да. На самом деле трудно сделать только первый шаг. Но в итоге это идет на пользу. Улучшаются не только отношения между учителями, но и между детьми и учителями. Конечно, при детях о каких-то личных проблемах мы не говорим, но психолог так выстраивает общение, что дети начинают понимать: учитель – это обычный живой человек со своими проблемами. Надо уметь сочувствовать ему, жалеть его, надо быть терпимее друг к другу.
Кроме этого, два раза в год мы совместно с нашим медиком организуем для учителей дополнительную иммунизацию, бесплатные прививки – противогриппозные, противостолбнячные и любые другие, в которых нуждаются педагоги. Это удобно. Учительский день загружен, времени сбегать в поликлинику нет. А тут поликлиника сама к тебе приходит!
Курение запрещено!
Следующее направление, в котором активно работает УВК-2, решая проблему сохранения учительского здоровья, – это популяризация здорового образа жизни и спорт. В школе категорически запрещено курение, причем не только в самом здании, но и на прилегающих территориях.
Учителя, изрядно уставая от сидячего образа жизни и бесконечных проверок тетрадей, тоже решили размяться и поначалу стали посещать группу корригирующей гимнастики. Только особого успеха это не возымело, потому что приходилось делить один спортзал с девочками-ученицами. А это, сами понимаете, мало кого устраивало. Вот тогда-то и появилась коллективная просьба к школьной администрации оборудовать специальный зал и закупить для него современные тренажеры. Что и было сделано.
Уважение к спорту, присущее педагогам УВК, дает результаты. В марте команда учителей школы-комплекса заняла первое место в районной спартакиаде работников образования, проводимой райкомом Профсоюза работников народного образования и науки.
Я попросила мою собеседницу показать мне тренажерный зал, а встретив там учителя физкультуры – старшего преподавателя УВК Алексея Козлова, поговорила с ним:
– Есть ли среди учителей группа, которая занимается здесь постоянно?
– Да, примерно 15-20 преподавателей. Может, это не очень много, но зал открылся недавно, и, думаю, желающих будет больше. Это здорово, что теперь нашим учителям есть куда прийти, где сбросить свое психоэмоциональное напряжение.
– Вы составляете программу занятий персонально для каждого?
– В общем-то, да. При этом надо учитывать и желания, и способности. Некоторые приходят просто нагрузить себя, некоторые – подкорректировать фигуру, а кто-то хочет целенаправленно улучшить здоровье, например помочь своему позвоночнику… Сколиоз, плоскостопие – это тоже надо корректировать, и мы помогаем.
Добавлю: в зале есть еще и штанги, и скакалки, и гантели, и обручи, шведская стенка – одним словом, занимайся и ни в чем себе не отказывай! Что и происходит на самом деле, зал никогда не бывает пустым, особенно после обеда.
Фрукты, овощи
и куриное мясо
Кстати, вкусная и полезная пища – это еще одна составляющая здоровья учителя. В УВК двухразовое питание – горячие завтраки и обеды. В Воронеже такое встретишь далеко не во всех школах.
В этой школе обед из трех блюд обходится учителю в 22 рубля, а завтрак – в 15 рублей. Меню включает фрукты, овощи, рыбу, куриное мясо. Недавняя проверка санэпиднадзора признала это меню одним из лучших в городе.
При входе в столовую – питьевой фонтанчик. Вода в нем пропущена через фильтр. И таких фонтанчиков в школе несколько.
Это тоже забота о здоровье – и учителей, и учеников. Можно рассуждать о сложности проблемы, а можно шаг за шагом ее решать.
Из всех этих небольших на первый взгляд плюсов складывается решение огромной проблемы – сохранение и улучшение здоровья учителя. Хочется надеяться, что нерешенных задач не бывает.
Это факт
По данным различных источников, в результате опросов, проводимых среди учителей, выяснилось следующее. Среди опрошенных со стажем педагогической деятельности 10 лет и более не оказалось ни одного совершенно здорового человека. По статистике, в среднем учитель ежедневно посвящает школе (то есть работе) более 12 часов в сутки: 7,5 часа – педагогическая деятельность, 3,2 часа – подготовка к урокам, 1,4 часа – проведение и подготовка внеклассных мероприятий.
По частоте заболеваний на первом месте нервно-психические расстройства (невроз, стресс, депрессия, спазмы). На втором – заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с нервными перегрузками (гипертония, мигрень, стенокардия, инфаркт и так далее). Далее – болезни органов зрения, слуха, пищеварительной системы и лор-заболевания.
Комментарии