Что такое гимназия? Cтены? Или люди, которые ее населяют? Сегодня мы решили вспомнить о человеке, без которого многие-многие поколения гимназистов просто не могут представить себе нашу школу – московскую городскую педагогическую гимназию-лабораторию №1505.
Он прожил необычную по нынешним временам жизнь. 35 из прожитых им 57 лет он проработал в нашей школе. Впервые он переступил порог школы 15 августа 1977 года. А последний раз ушел с него летом 2012-го… Еще при жизни он стал, как сейчас говорят, культовой фигурой.Его товарищ Михаил Владимирович Левит, один из отцов-основателей гимназии №1505 и один из учредителей премии, на наш взгляд, очень точно сформулировал, кем был Пирятинский в этих стенах: «Учитель, у которого не было другой жизни, кроме жизни школы и его учеников-воспитанников. Один из лучших за все время существования школы воспитателей и предметников одновременно. Педагог, который считал свой предмет – русский язык – великим средством воспитания. Педагог, который всегда был классным руководителем самых тяжелых классов, причем требовал такие классы себе сам.Автор «педагогики Пирятинского», которую трудно описать словами, но которая известна всем, кто у него учился и кто рядом с ним работал. Человек железных принципов с юности и до самой смерти. И конечно, никогда и ничего – для себя, все – для своих учеников и товарищей. Такой вот наш Януш Корчак…»Его многие любили и теперь уже точно не разлюбят никогда. Но были и те, кто считал его слишком громким, слишком острым и слишком авторитарным. Что ж: он никогда не стремился нравиться всем. Он был самим собой. И поэтому не сумел оставить по себе равнодушную память.Человеку, о котором мы говорим, школа заменяла и дом, и семью. И мы, его большая семья, те, кто его любил и любят до сих пор, решили, что будет правильно сохранить память об этом человеке как можно дольше.Однако память об учителе – это память особого рода. Он остается в сердцах тех, кого он учил. Тех, с кем он работал. Тех, с кем дружил. Но каждый год в школу приходят новые поколения гимназистов, и они уже не знают тех, кто работал в школе до них. В лучшем случае, им остается легенда…Мы отчетливо понимаем, что пройдет несколько лет, и уйдут те гимназисты, которых он учил, поэтому хотим, чтобы это была не памятная доска с надписью: «Здесь работал такой-то…» Мы хотим, чтобы это была деятельная память. Чтобы имя Юрия Брониславовича Пирятинского, как и при его жизни, оставалось мерилом человеческого достоинства и добросовестного отношения к делу…Поэтому мы – те, кто с ним дружил, и те, кто у него учился, – учредили премию имени Юрия Брониславовича Пирятинского.Премия вручается ежегодно, как правило, учащимся 9-11-х классов в двух номинациях.Первая номинация – «Русская словесность»Все знают, что Юрий Брониславович был предельно чутким и требовательным к слову. Он любил и знал свой предмет так, что его ученикам просто ничего не оставалось, кроме как если уж не полюбить, то уж как минимум хорошо знать русский язык. После его смерти осталось множество книг, и среди них – целая библиотека по словесности, все книги с пометками Пирятинского. Огромное количество выписок, тетради, в которых он готовился к урокам, можно изучать методику преподавания родного языка.И поэтому премия присуждается одному из гимназистов за создание текста, отвечающего высоким художественным либо научным критериям. Это могут быть сочинение, эссе, стихи, исследовательская работа, созданные в школе или за ее пределами.Предварительную характеристику номинированных текстов осуществляет профессиональное жюри экспертов, сформированное из числа учителей-предметников (по профилю представленного текста) и состоящее минимум из 3 человек. Жюри выносит рекомендации для членов фонда по представленным работам.Вторая номинация – «Человеческое измерение»Премия присуждается одному из гимназистов за общественно значимый поступок, исключительные личные достижения в общественной и педагогической деятельности, иные важные человеческие свершения… Юрий Брониславович был отзывчивым, неравнодушным, требовательным к себе и к другим. По нашему мнению, премию его памяти в номинации «Человеческое измерение» должен получать именно такой – достойный – человек. Создавая эту премию, мы хотели, чтобы память о Юрии Брониславовиче оставалась живой и созидающей. Чтобы те ценности, служению которым он посвятил свою жизнь, – ценности добра, порядочности, неравнодушия, веры в человека, творчества – продолжали оставаться с нами и дальше.Мы долго формулировали, за что именно вручается премия в номинации «Человеческое измерение». То есть мы понимали, что имеем в виду, но долго не могли обозначить это без лишнего пафоса. Разобравшись сами, в итоге решили (возможно, ошибочно), что это понятно и всем остальным…Главный вопрос, который нам приходится каждый год решать заново: могут ли быть объективные критерии этого измерения? Конечно, нет. Означает ли это бесконечно широкий выбор? Широкий – безусловно, но не бесконечно. И уж точно это не оценка чужой нравственности. Это нечто другое. Присуждая премию, мы отмечаем тех, чьи взгляды, позиция, поступки, отношение к окружающим, как нам кажется, совпадают с человеческими ориентирами, которые близки прежде всего нам самим и которые, как нам кажется, встретили бы поддержку Ю.Б.Мы решили, что если в гимназии в какой-нибудь несчастливый для нее год, не дай бог, не найдется достойного кандидата на премию в номинации «Человеческое измерение», то мы не будем ее вручать в этот год. Поймите, у нас нет цели наградить хоть кого-нибудь, лучше подождем еще год, ограничившись присуждением в номинации «Русская словесность».Наш выбор каждый раз непрост и в конечном счете субъективен (это касается не только номинации «Человеческое измерение», но и «Русская словесность»). Мы отдаем себе отчет в том, что этот выбор по определению не может нравиться всем. Как не всем нравился и сам Юрий Брониславович Пирятинский…Номинанты на премию «Русская словесность» могут быть выдвинуты директором гимназии, классным руководителем, учителями-предметниками, под руководством которых был создан текст, научным обществом «Сократ», редакцией «Пугачевки, 6», гимназической театральной студией. Возможно самовыдвижение.Номинанты на премию «Человеческое измерение» могут быть выдвинуты директором гимназии, классным руководителем, учителями, членами фонда, а также группой гимназистов.В течение учебного года каждый номинирующий (или группа номинирующих) может выдвинуть не более одного кандидата на получение премии. Самовыдвижение по данной номинации не допускается.Лауреату премии будут вручаться памятный знак и диплом. Но не только. Непременной частью учительской деятельности Юрия Брониславовича Пирятинского были поездки со школьниками по стране. Поэтому еще одной составляющей частью премии станет сертификат, с помощью которого лауреат сможет оплатить участие в выездном гимназическом мероприятии (экскурсионная поездка, поход и пр.).Имена лауреатов (с указанием года присуждения и номинации) будут заноситься на специальный стенд, посвященный памяти Ю.Б.Пирятинского.Мы считаем, что статус премии должен быть предельно высоким, и поэтому за весь период обучения гимназист может быть награжден ею только один раз.Награждение производится в торжественной обстановке в День учителя.Инициативная группа предлагает всем выпускникам и коллегам Ю.Б.Пирятинского, поддерживающим цели создания настоящей премии, войти в состав учредителей и спонсоров фонда.Мы приглашаем всех – учителей, гимназистов, выпускников, родителей – поддержать эту инициативу.Инициаторы создания премииБорис Веденский (выпуск 2003 г.), Матвей Геллер (выпуск 1985 г.),Светлана Гончарова (выпуск 1985 г.),Александр Давыдов,Наталия Варако (Загянская) (выпуск 1992 г.),Дмитрий Карцев (выпуск 2003 г.),Ольга Колчугина,Михаил Левит,Антон Молев (выпуск 1995 г.),Марина Полетаева (выпуск 1986 г.),Владимир Рудаков,Елена Серова (выпуск 1993 г.),Ольга Смирнова (выпуск 1985 г.),Григорий Шандалов,Алексей Фалько (выпуск 1992 г.).
Комментарии