Первый заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Медведев и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко вручили дипломы и почетные знаки лауреатов Премии Правительства РФ 2006 г. в области образования. Они присуждены за новые работы, оказывающие эффективное влияние на развитие системы образования, разработку образовательных программ, создание высококачественных учебников и учебно-методических пособий, педагогическое мастерство и высокие результаты профессиональной деятельности. В 19 педагогических и научных коллективах, удостоенных столь почетного и престижного отличия, есть и ученые в погонах – представители высших учебных заведений системы военного образования Министерства обороны и других силовых структур России.
Информационная безопасность
Правительственной премией нынешнего года отмечена научно-практическая работа «Разработка и создание государственной системы подготовки специалистов в области информационной безопасности» для образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования.
В числе создателей разработки – доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии наук, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и начальник Института криптографии, связи и информатики Академии Федеральной службы безопасности РФ, доктор технических наук, профессор Андрей Коваленко, а также кандидат технических наук, помощник секретаря Совета Безопасности РФ Владислав Шерстюк, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, начальник управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Юрий Лаврухин, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Главного государственного экспертного центра оценки образования Станислав Крекотень, работники Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России, доктор технических наук, доцент Сергей Смирнов, доктор военных наук, профессор Владимир Лось, кандидат физико-математических наук, доцент Виктор Мизеров.
Космические войска
Премии удостоена и группа авторов Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского. В постановлении «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2006 года в области образования» от 4 августа 2006 г. № 474 поименно перечислен авторский коллектив вуза военного космоса. Это профессора академии Борис Гранкин, Владимир Звягин, Алексей Поляков, Анатолий Птушкин, доценты вуза Валентин Жигилей, Борис Румянцев, Владимир Савченко, Евгений Шаповалов, Алексей Сечкин, Алексей Трудов. Правительственная премия присуждена им за цикл научных и учебно-методических трудов «Разработка и реализация концепции подготовки специалистов по эксплуатации комплексов космических средств в образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
Как сообщила служба информации и общественных связей Космический войск, важность этого цикла обусловлена растущей потребностью практики в специалистах по эксплуатации комплексов, состоящих на вооружении Космических войск. Актуальность этих трудов обусловлена необходимостью разработки научно-методического обеспечения подготовки специалистов к профессиональной деятельности на основе перспективных методов эксплуатации космических средств. Интегрирующий результат работы коллектива военных ученых и педагогов – Концепция подготовки специалистов по эксплуатации комплексов космических средств. Она позволяет формулировать требования к специалистам по эксплуатации комплексов космических средств в современных условиях, способным подготавливать, принимать и реализовать решения по эксплуатации комплексов в условиях неопределенности, использовать на практике ресурсосберегающие технологии эксплуатации.
В основе Концепции лежит трехэтапная система сквозной эксплуатационной подготовки, ее реализация предусматривает последовательную подготовку обучаемых от уровня специалиста, умеющего выполнять типовые операции на технике, до военного инженера, способного организовать эксплуатацию комплексов космических средств. Научная новизна результатов цикла трудов обусловлена принципиально новым подходом к подготовке специалистов по эксплуатации комплексов космических средств, базирующемся на передовых технологиях их эксплуатации.
В числе новинок – модели функционирования объектов и системы эксплуатации космических средств, учитывающие ресурсосберегающие технологии управления. Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса отражает новое содержание этой деятельности, его практическая значимость заключается в повышении качества подготовки профессионалов военного космоса. Поэтому цикл трудов ученых и педагогов академии востребован ведущими вузами космической отрасли.
В ходе работы над ним опубликованы два учебника, две монографии, одна из которых – пятитомная, пять учебно-методических пособий, три статьи и другие материалы. Результаты нацелены на приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки его качества в соответствие с требованиями к системе подготовки специалистов по эксплуатации комплексов космических средств. Они служат хорошей основой для дальнейшего совершенствования образовательного процесса в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. Эти результаты могут быть реализованы в вузах, готовящих специалистов по эксплуатации комплексов космических средств и объектов с развитой инфраструктурой, требующих внедрения ресурсосберегающих технологий, а также при подготовке специалистов конструкторско-технологического профиля.
Медицина
Среди представителей системы военного образования, удостоенных правительственной премии 2006 г., – доктор медицинских наук, профессор, начальник кафедры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Иван Гайворонский. Он вместе с кандидатом химических наук, директором федерального государственного унитарного предприятия «Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский институт синтетического каучука имени академика С.В. Лебедева» Галиной Григорян премирован за научно-практическую разработку «Полимерное бальзамирование – инновационная технология изготовления и сохранения натуральных биологических объектов для образовательных и просветительских целей».
Комментарии