Чудесный, радужный мир вокруг нас полон ярких красок, форм, звуков. Неудивительно, что возникает желание изобразить этот замечательный мир, выразить в рисунках свои чувства и настроения. Поэтому рисование – одно из любимых детских занятий. Невозможно описать глаза ребенка, когда он видит перед собой чистый, белый лист, кисти и волшебный пестрый мир красок! А дальше – творчество! Каждый из нас мечтает видеть в ребенке творческую личность, всесторонне развитую. А ведь именно в дошкольном возрасте у детей развивается творческая активность. Массу впечатлений, полученных из окружающего мира, ребенок пытается воплотить в своих рисунках. И в этот момент перед нами встает задача помочь ребенку почувствовать себя свободным и независимым в творческих проявлениях, дать ему определенные знания и умения, научить воспринимать окружающий мир глазами художника, разбудить желание создавать красивое и доброе.
Елена БАРАНОВА, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности прогимназии №1882, почетный работник общего образования РФ:
На развитие творческих способностей детей и решение задач эстетического воспитания положительное влияние оказывают интегрированные занятия. Эти занятия тесно связывают между собой изобразительную и другие виды деятельности: музыкальную, художественно-речевую, театральную, игровую, обучение иностранным языкам. Чем разнообразнее и богаче жизнь детей в детском саду, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок черпает образы для творческой деятельности, поэтому для обогащения впечатлений мы используем технические средства обучения, в частности слайды, видеофильмы по ознакомлению с природой, с творчеством известных художников, произведения фольклора, художественной литературы и классической музыки. Такие занятия оказывают благоприятное воздействие на развитие эмоций детей, воображения. Фантазии, рисунки богаче по содержанию, отличаются разнообразием цветовой гаммы.
Приобщая детей к культуре разных стран, для обогащения впечатлений мы проводим беседы, расширяющие как словарный запас, так и их общие познания. Это способствует углублению знаний детей о быте и традициях других народов. Необычные архитектурные ансамбли, природа, транспорт и быт людей, говорящих на иностранных языках, становятся содержанием рисунков. С детьми проводятся интегрированные занятия, в которых участвуют педагоги по иностранному языку и изобразительной деятельности. Дети любят путешествовать в разные страны, так как путешествие – это погружение в языковую среду, возможность выразить эмоциональное состояние через рисунок. Сколько раз приходилось наблюдать за детьми, когда они робко и не очень уверенно создают свои произведения, а затем сами, восторгаясь тем, что получилось, рассказывают, фантазируют о том, что нарисовали.
В нашей прогимназии организована углубленная работа по эстетическому воспитанию детей (и, в частности, целенаправленная работа по изобразительной деятельности), которая проходит в специально созданных условиях. Речь идет об изостудии, где царит свободная непринужденная обстановка. Попав сюда, ребенок погружается в мир детского творчества. На выставке рисунка представлены индивидуальные работы и коллективные композиции, созданные детьми разных возрастов, в них мы видим знакомых сказочных героев, удивительных по окраске насекомых, спрятавшихся в густой траве, райских чудо-птиц с невиданным пестрым оперением, забавных обитателей морского дна. Дети могут заниматься, сидя за столами, стоя у мольбертов, свободно перемещаться из одной зоны в другую, выбирать материалы для своей деятельности: карандаши, кисти, краски гуашевые и акварельные, уголь и сангину, масляную пастель и восковые мелки, карандаши и фломастеры. Опыт работы показывает, что использование разных материалов обогащает детей знаниями о способах работы с ними, делает рисунки более интересными, разнообразными, выразительными. Все занятия по изобразительной деятельности сопровождаются мелодией, так как в музыке заключаются большие потенциальные возможности эстетического воздействия.
Двери нашей изостудии открыты для детей разных возрастов, ведь здесь созданы все условия для детского творчества юных художников в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Дети раннего возраста посещают занятия вместе с родителями, так как эти занятия предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, мы используем игровую форму обучения, знакомим детей с потешками, прибаутками, кукольными персонажами. Так как у малышей еще не сформировались многие навыки, мы предлагаем манипуляции с цветом, предоставляем возможность поэкспериментировать: рисовать пальчиками, ладошками, печатками, губкой. Малыши двух лет приходят в нашу изостудию совсем робкими, неумелыми. Как загораются детские глаза при виде ярких красок, мелков, фломастеров. Многие из них не умеют держать кисть и карандаш. Постепенно в процессе обучения совершенствуются их навыки и умения. К трем годам дети свободно владеют кистью и пользуются красками, изображая простейшие предметы окружающего мира: овощи, фрукты, цветы, насекомых; украшают плоскостные формы узором из цветовых пятен, линий, точек.
Постепенно на занятиях по изобразительной деятельности дети учатся самостоятельности, активности, трудолюбию, развивают коммуникативно-речевые навыки, учатся смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Постепенно, шаг за шагом они приобщаются к таинству искусства, которое становится частью их бытия.
Комментарии