Счастлив тот, кто занимается любимым делом. И вдвойне счастлив тот, кто посвятил себя этому не по необходимости, а потому что сам так решил. Наталья Николаевна Прудникова, учитель изобразительного искусства школы №141, именно тот человек, который сумел объединить в единое целое увлечение и профессию.
Будучи дочерью большого художника и заслуженного учителя изобразительного искусства Н.С.Зефирова, Наталья Николаевна просто не может проводить стандартные уроки. Обладая высоким художественным вкусом, ярким образным мышлением, еще до начала работы она так расцвечивает эпитетами предполагаемые результаты труда своих учеников, показывает интересные приемы, сопровождая рассказ то интересным наблюдением из жизни, то примерами картин великих художников, то байкой или сказкой, что создает тем самым тот необходимый настрой, который впоследствии приводит детей к удивительным результатам! Каждый урок Натальи Николаевны – это экскурсия, путешествие, художественное воплощение мечты! В ее кабинете всегда атмосфера некоего волшебства, таинства рождения прекрасного. И вместе с тем идет освоение основ композиции, рисунка, перспективы, чему педагог уделяет большое внимание, но делая это в легкой игровой форме.
Если пойти по ленте времени назад и вспомнить что-то из прошлого, то воспоминания наши будут эмоционально окрашены. Мы вспомним то, что нас удивило, восхитило, сильно огорчило, порадовало, то есть те моменты жизни, когда мы испытывали сильные эмоции. Именно к ним апеллирует педагог, пытаясь создать у своих учеников образ будущей картины.
На уроках изобразительного искусства происходит активизация правого полушария, которое на других дисциплинах потихоньку дремало. На уроке искусства основная нагрузка ложится именно на правое полушарие, разгружая левое, что создает видимость отдыха или даже развлечения.
Часто родители недооценивают важность уроков изобразительного искусства. А между тем они решают важнейшие задачи. В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. Свобода творческого проявления на уроке позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно, ошибиться. Он свободен в своем решении. На уроках изобразительного искусства у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать и обосновывать его (почему такого цвета небо, почему такие по форме цветы), а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне ее стен. Наталья Николаевна строит занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, раскрыть творческий потенциал ребенка, опираясь на его жизненный опыт, а с другой – грамотно направить его в освоении художественных приемов, не изменяя замысла будущей картины.
Ежегодно ученики школы №141 под руководством Натальи Николаевны принимают участие в различных выставках, фестивалях и конкурсах, становятся победителями и призерами Всероссийской и Московской олимпиад школьников. А самый массовый фестиваль, в котором ребята нашей школы принимают участие, – это, пожалуй, конкурс детского рисунка имени Нади Рушевой, где традиционно работы учеников Натальи Николаевны завоевывают признание жюри и зрителей. Сама же Наталья Николаевна имеет огромное количество наград, среди которых победа в ПНП «Образование» в 2006 году, грамота «Человек года Хорошевского района», благодарность оргкомитета Всероссийского конкурса рисунков «Олимпийская мечта», благодарность Совета попечителей региональной патриотической общественной организации «Бессмертный полк-Москва». Она обладатель гранта мэра Москвы в области образования (2012 год), победитель фестиваля художественного творчества педагогов Москвы «Признание» в номинации декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Золотые руки»… Список можно продолжать очень долго! А в 2004 году она получила заслуженное звание «Почетный работник образования РФ».
Конечно, такой творческий человек просто не может не украшать то пространство, в котором он живет и творит! Вместе с детьми педагог выполнила роспись стен в школьных рекреациях, окон в школьном переходе в витражной технике, картины ее учеников украшают стены и школьные коридоры. Наталья Николаевна щедро делится интересными художественными приемами на мастер-классах, дает уверенность в силах даже тем, кто, казалось бы, далек от живописи, никогда не любил рисовать или лепить. Самые заядлые скептики подпадают под ее обаяние и под мудрые наставления берут кисть в руки. И все «не могу» и «не получится» отходят, уступая место радости творчества.
– Мне очень нравятся уроки Натальи Николаевны, – говорит ученик пятого класса Глеб. – Она все время нам что-то рассказывает и показывает, учит правильно подбирать цвета, демонстрирует различные приемы владения карандашом и кистью. Я посещаю ее уроки с удовольствием, ведь на них я чувствую себя комфортно и свободно! Я могу услышать задание и выполнить его так, как вижу и представляю, и мой полет мысли ничем не ограничен!
Более 40 лет учитель работает с детьми, приобщая их к удивительному миру искусства. Педагог, как никто другой, знает, сколько радости оно дает, раскрывая личность человека порой даже для него с неизведанной стороны. Поэтому, когда в 2018 году стартовал проект «Московское долголетие», Наталья Николаевна без колебаний согласилась вести взрослую группу.
Учить взрослых еще сложнее, чем детей. Как правило, это люди со своими мироощущением, мировоззрением. К тому же искусство в определенные моменты может по-разному подействовать на одного и того же человека. Сегодня произведение искусства заставляет нас плакать, а завтра – уже радоваться. Оно то переносит человека в прошлое, то показывает, каким может быть будущее. Оно воздействует непосредственно на людские души, заставляет увидеть то, что имеет цену в этой жизни.
Всех участников «Московского долголетия» в группе Натальи Николаевны объединяют и увлекают творчество и желание создавать прекрасное. Они рисуют не только для себя, но и дарят свои работы родным и близким, а также экспонируют на выставках в школе и домах культуры. В сюжетах их работ простые житейские радости, семейные ценности, близкие люди, друзья, природа, увлечения – все то, что так необходимо в этом возрасте. Они переносят краски жизни на свои полотна, стремясь запечатлеть радостные моменты жизни, яркие эмоции, мечты… Что может быть прекраснее, чем воплощение человеком своей жизни в картинах? Ведь в них творческий порыв, запомнившийся момент жизни, близкие… В них активности, новые знакомства, знания, умения. В них долголетие! Как и в жизни Натальи Николаевны, чьи работы вдохновляют, побуждают мечтать и творить прекрасное.
Наталья САФАРОВА, учитель истории школы №141 имени Героя Советского Союза Рихарда Зорге
Комментарии