Второй раз в рамках Петербургского международного образовательного форума состоялся Открытый форум классных руководителей, который собрал более 500 участников, в том числе из других регионов страны и ближнего зарубежья. Как сказала учитель начальных классов школы №270 Красносельского района, председатель Ассоциации классных руководителей Санкт-Петербурга Ольга Скуратовская, такой же многочисленный состав был и в прошлом году. Конечно, каждый из учителей преследует определенные цели, например, рассказать о своем успешном опыте работы или ознакомиться с работой коллег, или озвучить те или иные проблемные вопросы, но абсолютно все педагоги нуждаются в площадке для подобного профессионального и личного общения.
Ярким примером того, что классным руководителям есть о чем поговорить, стала панельная дискуссия, на которой обсуждалась тема «Современный классный руководитель: реальность и перспективы». Экспертами стали, что очень радует, учителя-практики. По их оценке, у классного руководителя широкий функционал. По сути, он и организатор, и медиатор, и координатор, и т. д. Без сомнения, это накладывает на педагога большую ответственность, но, как согласились участники дискуссии, классный руководитель бремя ответственности готов нести, если, конечно, его не «настоятельно уговорили» взвалить это бремя на себя. Вообще нагрузка в виде классного руководства – дело сугубо добровольное, и очень многое в этом случае зависит от класса. Например, охотнее всего берут класс, который выпустил сильный учитель начальных классов. Тогда есть уверенность в крепкой подготовке детей. В аутсайдерах оказывается класс, где часто менялись учителя начальных классов, где недружный родительский коллектив, где есть дети с девиантным поведением.Однако в последнее время, как заметила Ольга Скуратовская, классное руководство с энтузиазмом берут учителя предпенсионного и пенсионного возраста. Многие из них объясняют это тем, что молодеют рядом с детьми и хотят у них поучиться. К слову, о возрасте классных руководителей тоже зашла речь. Для «затравки» был приведен результат одного из опросов, который провели социологи в московских школах. Дети вывели оптимальный возраст классного руководителя – до 30 лет. Большинство петербургских классных руководителей с этим не согласились. Исходя из их личного опыта и по данным психологических исследований, среди характеристик педагога, которого бы дети хотели видеть в школе, возраст стоит на предпоследнем месте. На первое место ученики ставят умение быть понимающим и справедливым. Детям важно, чтобы человеку можно было доверять.О том, что это действительно актуально, свидетельствуют примеры из жизни. Так, одна из классных руководителей – участниц конференции рассказала, что после звонка одной родительницы слегка опешила, потому что та спросила: «Каникулы из-за гриппа продлили на неделю, что же мне делать с ребенком дома?» По подсчетам, и это с некоторых пор стало тенденцией, родители проводят с детьми меньше времени, чем учителя. Классный руководитель, по убеждению некоторых из них, должен и обучать, и воспитывать, и присматривать за ребенком, пока родители трудятся. Задача педагога – и говорить с ребенком, и понимать его, а вот свою задачу родители формулируют каждый по-своему. Поэтому взаимоотношения с родителями классные руководители считают одним из самых проблемных полей.Озвученной оказалась и еще одна проблема, правда, ей уже не один год, – оплата труда классного руководителя. Тот широкий функционал, который он осуществляет, оценивается от 500 до 1500 рублей в месяц. Многие классные руководители мечтают о том, чтобы в школах была введена должностная единица «освобожденный классный воспитатель». В продвинутых и статусных образовательных организациях она существует и значительно облегчает работу классного руководителя, поскольку классный воспитатель в большей степени занимается воспитательной работой, а классный руководитель – учебной работой. Оба эти направления тесно взаимосвязаны, но и у того и у другого педагога освобождается больше времени для своих функциональных обязанностей.И все же, несмотря на огромную занятость и серьезную ответственность, многие классные руководители не представляют школьную жизнь без «своего» класса и в разговоре непреднамеренно и естественно называют классных детей своими детьми. Такую привязанность они объясняют просто: наверное, классное руководство, как и возраст, – это не работа, а состояние души.Санкт-Петербург
Комментарии