Во времена Средневековья, когда христианская церковь диктовала нормы жизни в Европе, лучшие свои представления о женской красоте художники могли воплотить в образе Девы Марии. Так, в скульптурной фигуре «Золотой богоматери» в Амьенском соборе (конец ХIII века) можно увидеть воздушную нежность, какую-то детскую восторженность и грацию. И хотя тело ее покрыто длинным одеянием и покрывалом со складками, оно не скрывает стройности и женственности линий. На Руси в это время существовал только один вариант живописи – иконопись, а в ней господствовали суровые каноны византийской школы.
Поэтому образ Пресвятой Девы был лишен какой бы то ни было кокетливости и радости жизни. И все же в некоторых шедеврах сквозь Ее скорбь проступают и женская нежность, и мягкость, и сила. Это особенно заметно в образе Владимирской Божьей Матери, написанном в первой половине ХII века, в котором земная, женская красота (тонкий нос, большие миндалевидные глаза, небольшой рот) освещается божественным духом.
В Европе начиная с ХIII века загнанная было потребность в земной любви находит выход в культе Прекрасной дамы. Стихи трубадуров и бесспорный бестселлер того времени «Сказание о Тристане и Изольде» приводят к постепенной «легализации» телесного начала в человеке. В живописи и скульптуре начинают изображать реальных женщин. Можно влюбиться в хрупкую красавицу маркграфиню Уту (скульптура собора в Наумбурге) с ее дерзким юным лицом и пухлыми губами, в которой чувствуется сильный и независимый характер.
Вообще женский идеал того времени – это дама с широкими плечами, маленькой грудью (тем, кого природа щедро одарила, приходилось бюст бинтовать), тонкой талией, узкими бедрами, округлым животом (он особенно выделяется на изображениях того времени) и длинными стройными ногами. У красавицы того времени должны были быть золотистые волнистые волосы и высокий широкий лоб, так что модницам, чтобы избавиться от ненужных волос, приходилось мазать его специальной смесью. По современным канонам красоты идеальных женщин Средневековья трудно назвать красотками, но тогда в моде была натуральность – некрашеные брови и ресницы, белое лицо без румян.
Комментарии