Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать формы деятельности, не всегда похожие на прежние, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Успех ребенка в школе во многом зависит от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития его познавательных интересов и познавательной активности.
Чтобы процесс перехода в школу прошел для ребенка безболезненно, огромное значение имеет преемственность детского сада и школы. Преемственность – это дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, их расширение и углубление, осознание уже известного на новом, более высоком уровне.
Работа в этом направлении в последнее время активизировалась. Наш опыт сотрудничества с детскими садами района Ховрино постоянно накапливается и идет по трем основным направлениям, которые обеспечивают преемственность между дошкольным и школьным образованием: педагог-родитель-ребенок.
Методическая работа осуществляется через проведение совместных методических встреч и педагогических советов, семинаров-практикумов. Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в первые классы в следующем учебном году. А воспитатели в свою очередь посещают уроки в первых классах, где наблюдают за своими бывшими воспитанниками. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей. Планируется и осуществляется совместная практическая деятельность педагогов и учителей (проведение праздников, выставок, спортивных соревнований).
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года. В школе осенью и весной проходят дни открытых дверей, собрания для родителей будущих первоклассников, в течение года работает консультативный пункт для родителей – своеобразная «Школа родителей». Учителя, психологи и логопеды всегда готовы ответить на вопросы, провести тестирование малышей и их родителей, дать консультации по разрешению той или иной возникающей проблемы. Школьные психологи проводят анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе, а также игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста.
Сегодня я хочу отметить большой вклад коллектива детского сада №2230 (ресурсного центра «Московская семья – компетентные родители») в этом направлении. О том, как правильно организовать непринужденную подготовку ребенка к школе, вовремя скорректировать его поведение, правильно сформировать физическую и психическую готовность к школе и при этом сохранить «самоценность» детства, в очень интересной и доступной форме рассказывают и показывают сотрудники детского сада для родителей на заседаниях семейного клуба «Готовимся к школе». Учителя начальных классов, присутствующие на заседаниях, приятно удивлены масштабом и содержанием подобных встреч, «открытостью» родителей на подобных мероприятиях, вовлечением их в игровой диалог с воспитателем и ребенком. Взрослый, осознающий ценность игрового общения с ребенком и умеющий использовать в семейном воспитании «язык» игры, выступает более надежной эмоциональной опорой своему ребенку для благополучного проживания им периода вхождения в школьную жизнь. Творческий подход к реализации программы «Московская семья – компетентные родители» позволяет педагогам детского сада активно включать родителей в педагогический процесс и сотрудничество; дает возможность увеличить свой воспитательный потенциал каждой московской семье; повышает социальную и личностную ответственность московских родителей за благополучное пребывание ребенка в образовательном учреждении. И не случайно выпускники детского сада №2230 отличаются уверенностью в себе, самостоятельностью, психологической готовностью к школе, а родители этих детей стремятся к сотрудничеству.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой стали экскурсии воспитанников детского сада в школу. Малыши посещают школьный музей боевой славы «Мы памяти вашей верны!» и музейную экспозицию «Русский дом». Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес: викторины по сказкам, спектакли школьной театральной группы, интеллектуальная игра «Умники и умницы». А беседы и встречи с учащимися школы, которые ранее посещали детский сад, вызывают у ребятишек интерес, желание пойти в школу, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах. Дети посидят за партами, побывают на уроке, получат сувениры и открытки, сделанные руками своих старших товарищей. Учащиеся начальной школы в свою очередь тоже рады побывать в родном детском садике, например, с концертной программой. Хочется отметить и активное участие дошкольников в школьных кружках и спортивных секциях.
Обеспечение постепенного вхождения ребенка в школьную жизнь делает актуальной выработку согласованных взглядов педагогов дошкольного учреждения, школьных учителей и родителей. Педагоги детского сада №2230 и коллектив нашей школы разделяет убеждение, что наряду с формированием специфических умений и навыков при подготовке к школе дошкольникам необходима непринужденная, радостная атмосфера, эмоционально-насыщенный общий уклад жизни в семье. В ресурсном центре «Московская семья – компетентные родители» уже многое сделано в этом направлении. Наш педагогический коллектив с радостью принимает эстафету. А самое главное – выигрывает больше всего в этом ребенок!
Марина АКСЕНОВА, директор школы №425
Комментарии