search
main
0

Преемственность в обучении – условие преодоления неуспешности

На протяжении 29 лет исследования сотрудники ЦО №1679 под руководством Владимира ПРОСВИРКИНА занимаются проблемой преемственности в системе непрерывного образования: детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа. За это время накопился огромный научный и практический опыт – родилась «технология преемственности». В 2007 году под научным руководством Центра образования №1679 открылась городская экспериментальная площадка, в которую вошли десять дошкольных образовательных учреждений Северного округа: №№399, 1486, 2444, 500, 2410, 2104, 2528, 2507, 1230. Работа этой площадки позволила по-новому осмыслить идею сохранения и укрепления здоровья детей. О том, что сделано, рассказывает директор Центра образования «Школа здоровья» №1679, доктор педагогических наук Владимир Просвиркин.

Актуальность темы исследования была связана с необходимостью решения существующих проблем в образовательных учреждениях. Это:

– Слабое познание субъектов образовательной деятельности:

а) Многолетний мониторинг показал, что с каждым годом все больше и больше детей имеет проблемы со здоровьем. Так, от 40 до 65% дошкольников имеют вторую группу здоровья. Среди хронических заболеваний доминирует ортопедическая патология (41%), заболевания лор-органов (14%), кардиология и неврологические расстройства (8%). Только 10-15% детей, поступающих в детский сад, имеют речевое развитие в норме (без каких-либо логопедических нарушений). К первому классу остаются дети, имеющие проблемы в развитии тех или иных высших психических функций, полноценное формирование которых необходимо в данном возрасте: наглядно-образное мышление (от 18 до 28% детей), саморегуляция (от 28 до 34%), речь (от 29 до 36%), память (до 29%), визуальное мышление (от 17 до 38%), моторика (от 21 до 29%), внимание (от 26 до 33%).

Все это может способствовать возникновению у детей психосоматических заболеваний и органных патологий. Однако установить корреляцию между нервными расстройствами, формирующими психосоматические заболевания и органные патологии, представляется чрезвычайно затруднительным процессом в силу противоречивости данных медицинского обследования детей. Также отсутствовала технология, учитывающая эти тенденции и способствующая профилактике выявленных проблем. Отсутствие интеграции или одностороннее изучение развития ребенка в педагогическом, физиологическом или социально-психологическом аспектах не позволяют осуществить прогноз его развития, осуществить своевременную коррекцию и профилактику. Все это влияет на успешность ребенка, приводит к утомляемости, что не способствует сохранению и укреплению его физического и психологического здоровья.

б) При рассмотрении проблемы здоровья обычно уделялось внимание только здоровью детей, не поднимая важность и актуальность проблемы сохранения здоровья педагогов и родителей. Меж тем профессия педагога входит в группу риска. По данным многих исследований, даже у молодых учителей часты болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные истощения, неврозы. Для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны педагогические кризы, истощение, профессиональное выгорание. Актуальна и проблема недостаточной культуры у родителей в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья детей – проблема формирования здорового образа жизни. Между тем, как отмечает Всемирная организация здравоохранения, образ жизни и поведение людей определяет 50% всех болезней.

Отсутствие интереса к познанию субъектов образовательной деятельности формирует пассивность в поиске форм и методов организации образовательного процесса, в личностном и профессиональном развитии и саморазвитии. Ведь какие бы ни внедрялись педагогические технологии, стандарты, инновации, без всестороннего изучения развития всех субъектов образовательной деятельности и их учета при организации работы образовательного учреждения все эти «нововведения» могут причинить вред ребенку, привести к нежелательным последствиям.

– Для многих образовательных учреждений характерно отсутствие взаимосвязи между блоками образовательного процесса: «Содержание, формы и методы», «Кадры», «Предметно-познавательная социокультурная информационно-развивающая среда», «Субъекты образовательной деятельности и их взаимодействие», что приводит к одностороннему взаимодействию субъектов образовательной деятельности, а отсюда – возникновение напряженности в педагогическом процессе.

– Отсутствие «проблемного» изложения материала в соответствии с ведущей деятельностью детей и учащихся на занятиях и уроках приводит к снижению познавательной мотивации, утомляемости детей в течение дня, ощущению неуспешности, что влияет на психологическое здоровье всех субъектов образовательной деятельности. Меж тем использование принципа проблематизации способствует развитию познавательных мотивов, позволяет детям выйти на осознанную деятельность и самодеятельность.

В связи с этим технология преемственности формирует новый взгляд на здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении. Целями нашего исследования стали создание и апробация интегративного подхода к формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении при реализации технологии преемственности в системе непрерывного образования.

В процессе поиска решения выдвинутых проблем доминировало не создание различных кабинетов врачей и физиотерапевтических процедур, а формирование новых ключевых позиций, способствующих сохранению и укреплению физического, психического и личностного здоровья у всех субъектов образовательной деятельности:

Формирование целостного восприятия развития ребенка в педагогическом, психологическом и медико-физиологическом аспектах с изучением особенностей его развития на предшествующих ступенях и выстраивании прогноза развития на последующих ступенях.

Осуществление процесса взаимосвязи между блоками образовательного процесса «Кадры», «Среда», «Содержание, формы и методы», «Взаимодействие субъектов образовательной деятельности на каждой возрастной ступени развития ребенка.

Расширение динамических возможностей у образовательного учреждения через построение индивидуальной траектории его развития, основанной на систематическом мониторинге общемировых тенденций и данным внутреннего мониторинга. Развитие ключевых компетентностей у педагогов, специалистов и родителей.

Учет индивидуальных особенностей субъектов образовательной деятельности при управлении образовательным учреждением, в выстраивании стратегии и тактики развития компонентов всех блоков образовательного процесса.

Формирование здорового образа жизни у всех субъектов образовательной деятельности (дети, воспитатели и специалисты, родители).

Реализация этих ключевых позиций невозможна без внедрения определенных форм работы в образовательное учреждение, способствующих реализации технологии преемственности:

– Корпоративный менеджмент, который включает в себя следующие направления: подбор и сопровождение персонала, саморазвитие кадров, участие сотрудников в работе учреждения, реализация здоровьесберегающих технологий для всех субъектов образовательной деятельности, формирует уклад образовательного учреждения, который способствует повышению профессионализма у сотрудников образовательного учреждения, налаживанию сотрудничества между ними, сохранению и укреплению их физического и психического здоровья и др.

– Педагогический, медико-физиологический, социально-психологический центр осуществляет диагностическую, коррекционную, оздоровительно-профилактическую и просветительскую функции. Результат работы данного центра – комплексное сопровождение ребенка на всех ступенях образовательной системы при взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности, а также аналитико-статистическая деятельность, позволяющая выстраивать индивидуальную траекторию развития группы/класса и образовательного учреждения в целом.

– Индивидуальная карта субъектов образовательной деятельности (детей и учащихся, родителей, сотрудников) отражает особенности развития субъектов в педагогическом, медико-физиологическом и социально-психологическом аспектах. Ведение индивидуальных карт позволяет увидеть особенности предшествующего развития, понять настоящее и спрогнозировать будущее, выстроить на этой основе траекторию развития и саморазвития, наиболее адекватно отвечающую индивидуальным особенностям данных субъектов.

– Система консилиумов. В реализации технологии преемственности в образовательном учреждении большую роль играет работа системы консилиумов. Цель педагогического, медико-физиологического и социально-психологического консилиума – организация целостной системы взаимодействия служб, направленная на комплексное сопровождение ребенка и обеспечение для него оптимальных условий для развития и обучения, с учетом индивидуальных особенностей всех субъектов образовательной деятельности. Система консилиумов реализуется в образовательном учреждении с 3 лет до окончания 11-го класса и включает в себя такие виды консилиумов, как: «Стартовый», «Промежуточный», «Предварительный», «Итоговый», «По запросу субъектов образовательной деятельности».

– Технологическая карта описывает этапы и шаги реализации преемственности на каждой ступени образовательного процесса. Например, первый этап – «Познание педагогом себя, детей и родителей» – состоит в познании педагогом своих индивидуальных особенностей, того, как они влияют на организацию учебно-воспитательного процесса, на развитие высших психических функций у детей, на взаимоотношения с родителями; в познании развития детей в педагогическом, медико-физиологическом и социально-психологическом аспектах; в познании семейной микросреды детей и учащихся. Второй этап – «Осуществление путей взаимодействия субъектов образовательной деятельности в процессе изучения информационно-образовательного пространства» – связан с овладением существующего информационно-образовательного пространства и педагогических технологий с учетом преемственности возрастных ступеней (первого этапа). Третий этап – «Выбор компонентов в блоках и осуществление деятельности субъектов образовательного процесса» – состоит в подборе или разработке программ, учебных комплектов, выборе форм и средств обучения, которые бы оптимально учитывали особенности детей: темп усвоения материала на уроке, особенности памяти, внимания, мышления и др. Все эти этапы завершаются рефлексией, которая позволяет оценить эффективность педагогической деятельности.

– Проектная деятельность позволяет объединить всех субъектов образовательной деятельности: детей, учащихся, родителей, педагогов, специалистов. Участие всех субъектов образовательной деятельности в проектной деятельности помогает вовлекать их в единый воспитательно-образовательный процесс, раскрывать творческий потенциал его участников, активизировать мыслительные процессы, расширять у дошкольников представления об окружающем мире, развивать у них способности и навыки познавательной деятельности, способствует формированию осознанной деятельности и самодеятельности.

В первый год экспериментальной деятельности, направленной на изучение воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, вошедших в экспериментальную площадку, – блоков «Кадры», «Содержание, формы и методы», «Предметно-познавательная социокультурная среда», «Субъекты образовательной деятельности и их взаимодействие», – мы увидели проблемы, характерные для образовательных учреждений:

– Кадровый анализ. Существует актуальная потребность педагогов и специалистов в повышении своего профессионального мастерства: 32% сотрудников не имеют категорий, 42,2% – имеют среднее специальное образование; сотрудники недостаточно компетентны в понимании и учете особенностей развития ребенка в педагогическом, социально-психологическом, медико-физиологическом аспектах на предшествующих и последующих ступенях развития ребенка; сотрудники слабо владеют информационными технологиями (только 60% из них пользуются компьютерами, 50% – Интернетом и 14% – электронной почтой); отсутствует преемственность между детскими садами и ближайшими школами.

– Содержание, формы и методы. В экспериментальных детских садах используются стандартные образовательные программы, много используется вариативных программ, однако не хватает авторских программ. Создание условий для появления авторских программ и методик – хороший инструментарий в деятельности руководителя по созданию насыщенной развивающей среды, способствующей росту профессионализма у сотрудников. На занятиях редко используется принцип проблематизации (создания проблемной ситуации), следовательно, участие детей в деятельности носит поверхностный, неосознанный характер.

– Предметно-познавательная социокультурная среда. Не во всех детских садах есть спортивный зал, бассейн, уголки релаксации, что сказывается на психическом и физическом здоровье детей.

– Педагогический, социально-психологический, медико-физиологический аспект в развитии детей. Для всех возрастных групп характерен более низкий уровень усвоения программы по речевому модулю, что связано с различными речевыми нарушениями у детей. В старшем дошкольном возрасте остаются дети, имеющие низкий и средне-низкий уровень развития наглядно-образного мышления (от 18 до 28%), саморегуляции (от 28 до 34%), развития речи (от 29 до 36%), памяти (до 29%), визуального мышления (от 17 до 38%), моторики (от 21 до 29%), внимания (от 26 до 33%) и др. Выявлена утомляемость у детей средних групп (24% детей имеют средне-высокий и высокий уровень утомляемости). Среди хронических заболеваний доминирует ортопедическая патология (27%), заболевания лор-органов (9%) и неврологические расстройства (8%). Выявилась проблема в проведении качественного медицинского и логопедического обследования детей, т. к. в различных учреждениях данные о хронических заболеваниях и речевых патологиях отражают порой необъективную картину – многие заболевания остаются невыявленными, что видно в результате сопоставления данных.

Помимо внедрения описанных форм работы, обеспечивающих преемственность на каждой возрастной ступени, каждое образовательное учреждение разрабатывало свое направление развития, которое отвечало решению выявленных проблем, обозначенных в ходе мониторинга. Таким образом выстраивалась индивидуальная траектория развития каждого образовательного учреждения: ежегодная коррекция развития всех блоков образовательного процесса.

Мониторинг трех лет экспериментальной деятельности позволил оценить ее эффективность. За три года экспериментальной деятельности 42 сотрудника прошли курсы повышения квалификации на базе ЦО «Школа здоровья» №1679 по теме «Технология преемственности в системе непрерывного образования». В свою очередь слушатели курсов транслировали приобретенные знания и опыт в своих образовательных учреждениях. За три года экспериментальной деятельности было организовано семь научно-практических конференций, шесть научно-практических семинаров, три «круглых стола», десять всеобучей как на базе ЦО №1679, так и на базе каждого образовательного учреждения. Все это также способствовало накоплению инновационного опыта и обмену им. Как показал опрос экспериментальных площадок в 2010 году, от 60 до 80% сотрудников детских садов применяют технологию преемственности в своей работе.

Проведенное анкетирование в 2010 году выявило позитивную динамику в развитии ключевых компетентностей педагогов и специалистов (см. графики №1-4): целостное восприятие развития ребенка, умение прогнозировать развитие детей и образовательного учреждения, знание собственных индивидуальных особенностей и их влияние на развитие детей, владение проектной деятельностью, ИКТ-компетентность.

На графике видно, что сотрудники образовательных учреждений стали более компетентны не только в своих областях, но и стали иметь большее представление о педагогических, психологических и медико-физиологических особенностях развития детей на последующих ступенях, что способствует развитию навыков прогнозирования.

Практически не осталось педагогов, которые не имеют представления о своем влиянии на развитие детей в группах (низкие показатели за счет вновь пришедших педагогов), созданы условия для целостной оценки педагогом образовательной ситуации в своей группе: «Знаю детей» и «Знаю, как я влияю на развитие их высших психических функций, личностных характеристик». Благодаря экспериментальной деятельности каждый педагог стал получать всестороннюю информацию о развитии ребенка: внедрение индивидуальной карты развития ребенка, технологической карты, системы консилиумов оказало благотворное влияние на поиск новых форм взаимодействия и развития детей.

Организация проектной деятельности была основана на объединении всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов, специалистов для реализации совместных научно-исследовательских проектов. Это способствовало помимо повышения любознательности детей и развития у них навыков общения, привлечению родителей и специалистов к общегрупповым и индивидуальным проектам.

Повысилась также и ИКТ-компетентность педагогов и специалистов. Если в 2007 году компьютером пользовались 68% сотрудников, Интернетом 52%, а электронной почтой 14%, то в 2010 году компьютером стали активно пользоваться 78%, Интернетом 76% и электронной почтой 43% (см. график №4).

Благодаря систематическому мониторингу осуществлялось качественное изменение содержания и форм работы с детьми, их родителями и педагогами. О характере этих изменений можно судить по продуктам экспериментальной деятельности:

– подобран комплекс диагностического инструментария для определения уровня развития ребенка в педагогическом, психологическом и медико-физиологическом аспектах (под руководством ЦО №1679);

– разработано положение о консилиумах (ЦО №1679), положение о работе родительских клубов (ЦРР №2528), положение о клубе «Молодая семья» (детский №1230), положение и концепция работы ЦИПра (ЦРР №2507);

– разработана программа работы родительского клуба «Аквабеби» (ЦРР №2528), программа «Система организации взаимодействия субъектов образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» (детский сад №2444), программа «Саморазвитие педагогов в дошкольном образовательном учреждении» (детский сад №1230);

– разработаны программы тренингов: «Развитие ключевых компетенций у сотрудников образовательного учреждения в системе непрерывного образования» (ЦО №1679), «Преодоление профессионального выгорания у педагогов» (детский сад №2410), «Профессиональное самопознание» (ЦРР №2528);

– разработаны методические рекомендации: «Проектная деятельность в ДОУ как средство организации взаимодействия между СОД» (ДОУ №№2444 и 500), методические рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе (детский сад №1486);

– разработана модель управления развитием образовательного учреждения посредством создания временных проектных команд (детский сад №399);

– разработан «Перечень проблем и рекомендаций (для консилиума) по развитию ребенка» для педагогов, специалистов, родителей (ЦО №1679, ДОУ №№1486, 2410, 2444, 500, 2528, 2507, 1230, 399).

Развитие блока «Предметно-познавательная социокультурная информационно-развивающая среда» также осуществлялось на основании данных мониторинга: приобретены наглядные и дидактические пособия по речевому развитию, формированию пространственных представлений, развитию мелкой моторики и др.; приобретены компьютеры и мультимедийная техника; оборудованы кабинеты: медицинские, сенсорная комната, арома- и галотерапии, спортивные залы, созданы зоны релаксации и тематические зоны и уголки.

Таким образом, можно констатировать, что благодаря экспериментальной деятельности возникли различные «точки изменения» качества образовательного процесса.

Все эти изменения благотворно сказались на развитии детей, что подтверждают данные мониторинга.

На графике видно, что развитие детей по всем предметным блокам стало более гармоничным.

Ежегодно в детские сады приходит все больше и больше детей с теми или иными проблемами в развитии, и, к сожалению, к первому классу многие из этих проблем остаются нескорректированными – от 20 до 30% детей продолжают иметь проблемы в формировании высших психических функций, развитии моторики, речи. Благодаря целостному взаимодействию всех служб видна позитивная динамика в формировании высших психических функций у детей. Процент детей, имеющих низкие и средне-низкие показатели развития, уменьшился.

Результаты логопедического обследования детей позволяют увидеть положительную динамику в своевременном выявлении логопедических нарушений, возможностью охватить коррекционно-профилактической деятельностью большего количества детей начиная с младшего и среднего дошкольного возраста (см. график №7).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте