search
main
0

Преемственность. Проблемы педагогов дошкольного образования в разных странах одинаковы

В Московском городском доме учителя прошел международный семинар «Роль профсоюза в решении социально-экономических и профессиональных проблем работников дошкольных образовательных учреждений в современных условиях».

Открыл семинар председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Сергей Кузин. На пленарном заседании выступили заместитель председателя Киевской городской организации Профсоюза работников образования и науки Украины Елена Геведзе, председатель Профсоюза работников образования и науки Словакии Ян Гашперан, председатель Новоазовской районной организации Донецкого областного комитета Профсоюза работников образования н науки Украины Мария Лихопуд, президент Стокгольмской организации Профсоюза работников образования Швеции Эва Хюль, методист рижского дошкольного учреждения №13 «Абецетис» Ливия Балчуне.

Все участники семинара в своих докладах отметили, что страны разные, а вот проблемы работников системы дошкольного образования одинаковые. Мария Лихопуд из Донецка рассказала, как детские сады лишились своих зданий либо на бумаге, либо в буквальном смысле слова. А Елена Геведзе поведала о том, что в среднем воспитатель в Киеве получает 169,73 доллара, а помощник воспитателя – 115,4 доллара (в сравнении – средняя заработная плата по Киеву 515,2 доллара), при этом ему приходится быть и маляром, и штукатуром, ухаживать за цветами и изготавливать наглядные пособия. 96 процентов детских садов работают в режиме 10,5 часа. Это означает, что люди в этих учреждениях получают 0,84 ставки. Поэтому они соглашаются на двухсменную работу, чтобы как-то выжить. А отсюда другая проблема – качество образования. Одни работают в две смены, другие подрабатывают нянями в состоятельных семьях, проводят индивидуальные занятия…

Эржебет Жланко, заместитель председателя Венгерского профсоюза учителей, отметила, что профсоюз защищает интересы работников детских садов и сотрудничает с заведующими, в его задачи входит заключение коллективного договора. Взаимодействуя с руководителем ДОУ, ведя контроль исполнения договора, при необходимости руководитель профсоюзной организации может обратиться к общественности или организовать забастовку. Все это происходит в соответствии с Кодексом труда и по закону о юридическом положении госслужащих.

С гордостью говорила о системе дошкольного образования Лариса Богодяж, председатель Минской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки, отметившая, что по проценту охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к школе Минск идет вровень с такими высокоразвитыми странами, как Франция, Германия, Швеция и Япония, что параллельно с решением проблемы общедоступности дошкольного образования профсоюз работает над обеспечением его качества. Национальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Пралеска» ориентирована на образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе».

«Моя работа в профсоюзе – только общественная нагрузка, так я с головы до ног – дошкольник. Но я очень много времени посвятила Латвийскому профсоюзу работников народного образования и науки на уровне Риги, а также на уровне республики. У нас в республике в профсоюзе есть секция дошкольного образования, где я работаю 10 лет, чтобы больше знать о проблемах дошкольного воспитания, – призналась Ливия Балчуне, методист рижского дошкольного учреждения №13 «Абецетис». – Свою работу в профсоюзе я воспринимаю как миссию, считаю, что ее нельзя доверять людям, которые плохо знают заботы воспитателя детского сада».

Наиболее серьезным был доклад первого заместителя председателя Московской городской организации профсоюза образования Марины Ивановой. Вот уже несколько лет московская организация проводит опросы, анкетирования и мониторинги, позволяющие сделать серьезные выводы и наметить пути улучшения материального положения педагогов-дошкольников. «По данным нашего социологического опроса на начало 2006 года, – отметила Иванова, – почти каждый третий работник ДОУ выразил готовность или желание перейти на другую работу. Интересны причины, которые привязывают к работе в детском саду, – для 45 процентов это близость к дому, для каждого четвертого-пятого – это отсутствие других возможностей трудоустройства. С социальной точки зрения дошкольники остаются самой ущемленной категорией работников образования. Это касается всей России. Зарплата в ДОУ отстает от зарплаты в системе общего образования на 30 – 50 процентов. Качество жизни работников отрасли низкое. Им не доступны нормальное лечение, отдых, автомобиль, садовый участок, не хватает даже на питание. О решении жилищных проблем просто говорить не приходится. В июне 2007 года работники ДОУ подтвердили, что у 27 процентов из них заработная плата была ниже прожиточного минимума, установленного в Москве, у 45 процентов – примерно на уровне. Неужели в действительности это удел наших дошкольников? Среди других негативных факторов, о которых говорят работники дошкольных учреждений Москвы, – недостаточное участие родителей в воспитании детей, низкая правовая защищенность, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, большая психологическая нагрузка. Высок показатель неуверенности в завтрашнем дне, усталости, депрессии. Что же делать?

В первую очередь надо решать вопрос с заработной платой. Если посмотреть на готовящуюся сейчас отраслевую систему оплаты труда и рекомендации федерального уровня, то мы видим, что и учитель, и воспитатель дошкольного учреждения находятся на более низком уровне достатка по сравнению с людьми, имеющими такой же образовательный уровень, такую же квалификацию, скажем, с медиками. Но одних лишь изменений заработной платы, конечно, недостаточно. Необходимы дополнительные гарантии и льготы, а для этого нужны дополнительные фонды, ассигнования».

В итоге участники семинара – представители профсоюзов образования разных стран – приняли решение совместно вырабатывать формы защиты прав педагогов-дошкольников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте