search
main
0

Преемственность – понятие более широкое, чем договор между детским садом и школой

Сегодня в Москве есть незначительное количество комплексных образовательных учреждений (детских садов, объединенных со школами) – начальных школ – детских садов, центров образования, – в которых предусмотрена и успешно работает дошкольная ступень.

В таких образовательных учреждениях, кажется, можно напрямую и серьезно  вести разговор о  существующей преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, но это только кажущаяся очевидность, как таковая реально работающая и учитывающая все факторы развития ребенка преемственность и там редкая, а,  к сожалению,  иногда и случайная гостья. Поэтому  говорить о преемственности, которая должна быть реализована между двумя совершенно автономными учреждениями – школой и детским садом (а таких учреждений на сегодняшний день большая часть), пока рано.Краеугольным камнем сегодняшней проблемы несоответствия между  этими ступенями образования стало отсутствие единых подходов к оценке воспитанников ДОУ и первоклассников ОУ. А ведь очень важно  помнить, что независимо от возможностей и заинтересованности образовательных учреждений преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования рассматривается  как одно из условий непрерывного образования ребенка и, конечно,  как одно из существенных требований родителей и государства к  получению  качественного и достойного образования в нашем  городе. Таким образом, логично будет сказать,  что договариваться школе и детскому саду все-таки придется, но договориться надо так, чтобы не пострадал самый  ценный участник договорного   процесса – ребенок. Сотрудничество ДОУ и ОУ – это реально? Ответ однозначный – реально, при наличии  инструмента, основанного на единых подходах как к дошкольному, так и к начальному общему образованию. Таким инструментом, на мой взгляд, может стать Московский регистр качества образования, представляющий собой  единую информационно-аналитическую систему, разработанную нашим центром по поручению Департамента образования.  Сегодня в системе работают уже более 3500 учреждений Москвы, в это число входят и комплексные образовательные учреждения.  Регистр сегодня способен  реально обеспечивать преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. (Отличие только в том, что такие учреждения, как начальная школа – детский сад, в своем личном кабинете имеют возможность видеть и школьный, и дошкольный блоки на одном интерфейсе.) Как это происходит?Начну с того, что Московский регистр качества образования отражает  реальную картину развития ребенка и всю работу, проведенную с ним в детском саду по  выполнению федеральных государственных требований к дошкольному образованию. Работа,  проделанная коллективами детских садов, должна быть учтена школой при формировании первых классов, тогда у нее не будет необходимости тратить время на    самостоятельное обследование детей  для установления степени их готовности к обучению в первом классе. Московский регистр качества образования предусматривает автоматический сбор и обработку всех результатов мониторинга воспитанников дошкольного образовательного учреждения на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, а затем передачу портфолио достижений и результатов развития ребенка из детского сада в школу. Школа в такой ситуации будет готова принять каждого конкретного ребенка и создать для него необходимые условия на основе объективных и длительных наблюдений, а не увидеть на собеседовании, а потом и  1 сентября совершенно незнакомого первоклассника! Какой мониторинг подразумевается? В Московский регистр качества образования заложена оценка развития интегративных качеств воспитанника, оценка уровня освоения образовательных областей, а также уровня развития базовых компетенций. Детский сад организует такой мониторинг в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для детского сада  это очевидно, а вот почему это важно школе? Объясню это наглядно (см. таблицу).Таким образом, знания, которые детский сад накапливает о развитии ребенка, необходимы школе для грамотного введения его в школьную жизнь. Разве можно пренебрегать знаниями о том,  что приобретает ребенок в детском саду, а затем  будет развивать в школе? Также  эти знания немаловажны для сотрудничества  школы с родителями ребенка, заинтересованными в преемственности,  ибо она обеспечивает благоприятные условия в процессе адаптации ребенка к школе. На основе аналитических отчетов, которые автоматически формируются в Московском регистре качества образования, специалисты детского сада и начальной школы имеют возможность рекомендовать родителям будущего первоклассника:     класс для ребенка;     соответствующую образовательную программу, которая позволит ребенку быть успешным;    в целом определить траекторию дальнейшего обучения и развития ребенка.А главное,  при этом можно исключить субъективность и ситуативность оценки уровня готовности ребенка к школе. Московский регистр качества образования включает в себя все направления обеспечения преемственности и тем самым дает возможность образовательным учреждениям ее реализовать. К таким направлениям относятся:     преемственность в целях и задачах образования на этапе дошкольного и начального образования;    преемственность в содержании дошкольного и начального образования;    преемственность в формах организации дошкольного и начального образования;    преемственность методов дошкольного и начального образования;    преемственность методик и педагогических технологий, используемых в дошкольном и начальном образовании.К началу…Стоит изменить свой взгляд на проблему преемственности и говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка и знания (именно они служат основой успешности школьного обучения). В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования не начинает работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка и организует свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником  потенциал. Только такое понимание преемственности позволит успешно реализовать непрерывность в образовании.Татьяна НИКИТИНА, начальник отдела оценки качества дошкольного образования МЦКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте