Сегодня в Москве есть незначительное количество комплексных образовательных учреждений (детских садов, объединенных со школами) – начальных школ – детских садов, центров образования, – в которых предусмотрена и успешно работает дошкольная ступень.
В таких образовательных учреждениях, кажется, можно напрямую и серьезно вести разговор о существующей преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, но это только кажущаяся очевидность, как таковая реально работающая и учитывающая все факторы развития ребенка преемственность и там редкая, а, к сожалению, иногда и случайная гостья. Поэтому говорить о преемственности, которая должна быть реализована между двумя совершенно автономными учреждениями – школой и детским садом (а таких учреждений на сегодняшний день большая часть), пока рано.Краеугольным камнем сегодняшней проблемы несоответствия между этими ступенями образования стало отсутствие единых подходов к оценке воспитанников ДОУ и первоклассников ОУ. А ведь очень важно помнить, что независимо от возможностей и заинтересованности образовательных учреждений преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка и, конечно, как одно из существенных требований родителей и государства к получению качественного и достойного образования в нашем городе. Таким образом, логично будет сказать, что договариваться школе и детскому саду все-таки придется, но договориться надо так, чтобы не пострадал самый ценный участник договорного процесса – ребенок. Сотрудничество ДОУ и ОУ – это реально? Ответ однозначный – реально, при наличии инструмента, основанного на единых подходах как к дошкольному, так и к начальному общему образованию. Таким инструментом, на мой взгляд, может стать Московский регистр качества образования, представляющий собой единую информационно-аналитическую систему, разработанную нашим центром по поручению Департамента образования. Сегодня в системе работают уже более 3500 учреждений Москвы, в это число входят и комплексные образовательные учреждения. Регистр сегодня способен реально обеспечивать преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. (Отличие только в том, что такие учреждения, как начальная школа – детский сад, в своем личном кабинете имеют возможность видеть и школьный, и дошкольный блоки на одном интерфейсе.) Как это происходит?Начну с того, что Московский регистр качества образования отражает реальную картину развития ребенка и всю работу, проведенную с ним в детском саду по выполнению федеральных государственных требований к дошкольному образованию. Работа, проделанная коллективами детских садов, должна быть учтена школой при формировании первых классов, тогда у нее не будет необходимости тратить время на самостоятельное обследование детей для установления степени их готовности к обучению в первом классе. Московский регистр качества образования предусматривает автоматический сбор и обработку всех результатов мониторинга воспитанников дошкольного образовательного учреждения на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, а затем передачу портфолио достижений и результатов развития ребенка из детского сада в школу. Школа в такой ситуации будет готова принять каждого конкретного ребенка и создать для него необходимые условия на основе объективных и длительных наблюдений, а не увидеть на собеседовании, а потом и 1 сентября совершенно незнакомого первоклассника! Какой мониторинг подразумевается? В Московский регистр качества образования заложена оценка развития интегративных качеств воспитанника, оценка уровня освоения образовательных областей, а также уровня развития базовых компетенций. Детский сад организует такой мониторинг в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для детского сада это очевидно, а вот почему это важно школе? Объясню это наглядно (см. таблицу).Таким образом, знания, которые детский сад накапливает о развитии ребенка, необходимы школе для грамотного введения его в школьную жизнь. Разве можно пренебрегать знаниями о том, что приобретает ребенок в детском саду, а затем будет развивать в школе? Также эти знания немаловажны для сотрудничества школы с родителями ребенка, заинтересованными в преемственности, ибо она обеспечивает благоприятные условия в процессе адаптации ребенка к школе. На основе аналитических отчетов, которые автоматически формируются в Московском регистре качества образования, специалисты детского сада и начальной школы имеют возможность рекомендовать родителям будущего первоклассника: класс для ребенка; соответствующую образовательную программу, которая позволит ребенку быть успешным; в целом определить траекторию дальнейшего обучения и развития ребенка.А главное, при этом можно исключить субъективность и ситуативность оценки уровня готовности ребенка к школе. Московский регистр качества образования включает в себя все направления обеспечения преемственности и тем самым дает возможность образовательным учреждениям ее реализовать. К таким направлениям относятся: преемственность в целях и задачах образования на этапе дошкольного и начального образования; преемственность в содержании дошкольного и начального образования; преемственность в формах организации дошкольного и начального образования; преемственность методов дошкольного и начального образования; преемственность методик и педагогических технологий, используемых в дошкольном и начальном образовании.К началу…Стоит изменить свой взгляд на проблему преемственности и говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка и знания (именно они служат основой успешности школьного обучения). В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования не начинает работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка и организует свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником потенциал. Только такое понимание преемственности позволит успешно реализовать непрерывность в образовании.Татьяна НИКИТИНА, начальник отдела оценки качества дошкольного образования МЦКО
Комментарии