Институт гуманитарных наук МГПУ традиционно уделяет большое внимание воспитательной работе, которая рассматривается наряду с обучением как неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Акценты, сделанные в принятых в 2020 году поправках к Конституции Российской Федерации и в обновлении законодательства об образовании, позволяют нам в большей мере раскрыть воспитательный потенциал образовательной среды нашего института. Нововведения федерального законодательства гармонируют с актами и программами Департамента образования и науки города Москвы и с миссией нашего университета.
Задачи, которые ставятся перед воспитанием обновленным законодательством и самой жизнью, могут быть комплексно сгруппированы по ряду ключевых направлений воспитательной работы и молодежной политики. Воспитание у обучающихся чувств патриотизма и гражданственности, уважения к истории, к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к идеалам труда, культуры, науки, личностного развития и самосовершенствования – основополагающий элемент в работе образовательных организаций. Велико значение работы по воспитанию уважения к закону и правопорядку, связанной с обеспечением межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактикой и предупреждением проявлений экстремизма. Воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, к собственному здоровью (содействие здоровому образу жизни молодежи) и культурному наследию и традициям нашей многонациональной страны – еще один значимый вектор нашей работы. Дополнительный импульс развитию этого направления работы дало объявление 2022 года Годом культурного наследия народов России. Значимым направлением молодежной политики института является поддержка деятельности студенческих объединений и проектных, научных, творческих, волонтерских инициатив молодежи. Традиционно в структурной организации ИГН МГПУ функционально объединены воспитательная работа с работой по организации поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В патриотическом воспитании, как показывает опыт, очень важно соприкосновение с жизнью и подвигами наших великих предков. Молодой человек узнает о жизни, трудах и свершениях поколений своих дедов и отцов, постепенно формируется интерес и к более глубоким корням. И в этой работе большое значение имеет не только непосредственная генетическая связь поколений. Чувство сопричастности истории проявляется и в ведущихся студентами поисках информации о своих героических родственниках и в их обращении к героизму и стойкости земляков, соотечественников, людей, проявивших себя в профессии, которую получают студенты.
Нашему относительно молодому вузу повезло в том, что у нас работали участники Великой Отечественной войны и продолжают работать преподаватели, пережившие детьми те трудные и великие годы. Знакомство студентов с их жизнью и подвигами является важным элементом нашей воспитательной работы. В коллектив ИГН МГПУ входил участник войны с первого до последнего ее дня доктор исторических наук, профессор Кирилл Кириллович Шириня (1921-2020). К счастью, он и на десятом десятке жизни оставался активным участником нашей воспитательной работы. Его последняя прижизненная публикация – статья в сборнике «Поколения в строю» – носила название «Наше поколение разгромило фашизм. Борьба против неофашизма актуальна и сегодня». В январе 2020 года К.К.Ширини не стало. Преподаватели и студенты ведут активную работу по сохранению его научных трудов, фотоматериалов, видеозаписей его выступлений и др. Столетие со дня рождения К.К.Ширини в декабре 2021 года было ознаменовано изданием его последнего учебного пособия «Между двумя мировыми войнами: социально-политические изменения в мире и борьба против фашизма», проведением юбилейных научных чтений. В ИГН МГПУ создается постоянная историко-биографическая экспозиция о К.К.Ширине. Научные конференции, посвященные памяти профессоров К.В.Гусева (1922-2001) и Э.А.Баграмова (1930-2021), также прошли в ИГН МГПУ в 2021-2022 учебном году с широким участием студенчества.
Уважение к памяти защитников Отечества и подвигам героев Родины является важной составляющей патриотической позиции гражданина. Имя Героя Советского Союза Елены Федоровны Колесовой (1920-1942), мемориальная доска памяти которой украшает главный корпус МГПУ, является знаковым для воспитательной работы университета. В ИГН МГПУ ведутся активные исследования и популяризация исторических данных о биографии Е.Ф.Колесовой. Работа по сохранению памяти героини объединила нас с рядом образовательных организаций в разных городах, связанных с ее жизнью и подвигами. Результаты этой деятельности уже были представлены в формах студенческих проектов, мемориальных мероприятий, биографической выставки, публикаций в ведущих научных и научно-методических изданиях, организации городских экскурсий (квестов) для школьников по памятным местам героини в Москве.
Таким образом создается посвященная нашей героической истории инфраструктура воспитательной работы института (методики, экспозиции, сетевые и печатные публикации), которая может стать полезным ресурсом для воспитательно-патриотической работы всего университета и городских сообществ.
Взаимодействие преподавательского коллектива и студенческих сообществ (советов студентов и аспирантов, научных обществ обучающихся) строится на принципах совместной командной работы. Дирекция института не только предлагает повестку, но в первую очередь ведет мониторинг инициатив молодежи. В ИГН мы стараемся, чтобы в инициативах студенческих эвентов учитывались и индивидуальные интересы обучающихся, и контексты духовно-нравственных ценностей нашей Родины, чтобы в них было просветительское содержание, поданное в современной форме, чтобы они согласовывались с процессом профессионального становления студентов. МГПУ делает ставку на разработку прикладных решений и проектов, создание реальных практик в образовательном процессе. Это очень важно в организации студенческой жизни.
Студенты реализуют свои инициативы. Организационным ядром мероприятий выступают студенты-историки, филологи и социологи ИГН, но к участию широко привлекаются студенты и из других институтов и вузов. Можно назвать такие мероприятия, как традиционный новогодний студенческий бал в ИГН МГПУ, научные конференции, волотнерские акции, творческие конкурсы и многое другое. Новогодний бал ИГН МГПУ – масштабный студенческий эвент. Студенческий бал не только форма досуга молодежи, но и практическая форма приобращения к культурным традициям. В этом году студенты выступили с инициативой в преддверии майских праздников организовать весенний студенческий бал с элементом исторической реконструкции – мастер-классом по разучиванию танцев, которые были модными на танцевальных вечерах 1940‑х годов.
Через воспитательные акции идеи гуманитарного развития студентов и их междисциплинарного взаимообогащения реализуются не менее эффективно, чем в учебной работе.
Среда воспитательной работы структурного подразделения МГПУ развивается на принципах открытости, мы целенаправленно устанавливаем, реализуем, обновляем партнерские связи с другими образовательными организациями, учреждениями культуры и науки, общественными организациями. Формирование сети внешних партнерских связей ИГН МГПУ является не только результатом усилий преподавателей и сотрудников, но и самих студентов. Речь идет не только о постоянном расширении контактов со школами (в которых учились или в которые идут работать наши студенты), но и о музеях, экоприютах для животных, интересных культурных и общественных институциях, городских органах.
Многолетние связи у МГПУ с муниципалитетом и управой района Ростокино, в котором располагается учебный корпус Института гуманитарных наук. Мы активно взаимодействуем с районом в социальном и благотворительном волонтерстве и в воспитательной работе. В 2020 году институт с гордостью провел на своей площадке церемонию вручения жителям района медалей в ознаменование 75‑летия Победы. Совместно с сообществом родственников бойцов 13‑й Ростокинской дивизии народного ополчения и с управой района институт регулярно принимает участие в акциях по сохранению памяти о подвигах народного ополчения.
Среди мероприятий, идущих в контексте Года культурного наследия, можно назвать российско-белорусское взаимодействие академических сообществ – перекрестные выступления опытных и молодых преподавателей – гуманитариев МГПУ и Гродненского государственного университета имени Я.Купалы перед студентами обоих вузов в апреле 2022 года. Темами лекций явились актуальные вопросы развития фольклора, языка, музейного дела.
Развитие студенческого волонтерства привело к формированию практики устойчивого и многообразного сотрудничества студентов института с Благотворительным фондом Константина Хабенского. Из примеров взаимодействия – новогодние и масленичные представления и интерактивные программы, которые организуют студенты ИГН МГПУ в реабилитационных центрах для маленьких подопечных фонда. Эта деятельность тоже очень значима для формирования чувства преемственности поколений. Молодые люди – наши студенты – должны не только чувствовать себя наследниками трудов и достижений предков, но и понимать, что за каждым из нас идут новые поколения, которым это великое наследие мы должны передавать, приумножая его.
Олег ЗАКИРОВ, заместитель директора Института гуманитарных наук МГПУ по воспитательной работе, кандидат исторических наук
Комментарии