search
main
0

Преемственность детского сада и школы: новые подходы к подготовке детей к обучению

​В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие Закона «Об образовании в РФ», введение федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального школьного образования не только повлекли за собой пересмотр давно сложившейся системы работы по обеспечению преемственности, но и позволили педагогам по-новому выстраивать дошкольное и школьное образовательное пространство.

В рамках работы по реализации ФГОС в нашем Центре образования изменены подходы в работе педагогов дошкольного отделения и начальной школы. Вместе мы обсуждаем вопросы организации развивающих занятий дошкольников, способствующих самостоятельной постановке целей детьми, поиску необходимых средств и способов их достижения, контролирующих и оценивающих процесс и результаты деятельности. Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует отметить, что наиболее остро она стоит в момент поступления ребенка в школу. По итогам мониторинга готовности детей к школе отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией как один из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Следовательно, преемственность между дошкольным и начальным образованием при подготовке детей к школе сегодня требует нового подхода.Понимание преемственности между детским садом и начальной школой как преемственности по учебным предметам и по тому, с какими знаниями, умениями и навыками дети поступают в школу, в нашем ЦО педагоги осознанно отвергли. В связи с введением ФГТ на первый план выходит личностная готовность ребенка к школе, сформированность его внутренней позиции школьника. Надо, чтобы у ребенка было сознательное желание учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания, чтобы у ребенка развивались коммуникативные способности. Детей надо научить не просто запоминать информацию, но и искать ее, сравнивать и анализировать, думать и сомневаться в очевидных ответах. Мы должны научить наших детей овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности – умению работать по правилу и по образцу, следованию инструкциям взрослых, умению работать в группе.Для первоклассника важно не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. На наш взгляд, формирование фундаментальной школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках специфически детских видов деятельности. Психологически оправданным, как показывает наш пятнадцатилетний опыт, стал путь создания «групп развития» в рамках подготовки к школе, основанных на мотивационном и возрастном подходах.Прежде всего предлагаемые нами группы развития отличаются тем, что в них реализуют программу, развивающую психику ребенка. Как задача рассматривается доведение психического развития ребенка до уровня готовности к школе. В группах развития, мы назвали их «Знайкин хоровод» (известный литературный персонаж ведет за собой малышей по дороге к знаниям), ребенок становится субъектом познания и развития. Добившись того, что маленький человек станет союзником взрослого, сам пожелает научиться тому, что ему предлагают, можно решить задачи, поставленные перед педагогами, работающими в группах развития. Занятия в «Знайкином хороводе» мы проводим не реже двух раз в неделю, их продолжительность – 30 минут. Развивающим материалом на занятиях служат разнообразные интеллектуальные, сенсомоторные, сюжетно-ролевые игры и задания. Отдельное время мы отводим чтению художественной литературы, разыгрыванию театрализованных композиций, составлению рассказов по проблемным картинам. Мы стараемся заниматься с детьми не только в привычной для них предметно-развивающей среде группы, но и в учебных помещениях. Особенно нравится нашим «знайкам» сюжетно-ролевая игра «Школа», во время которой они могут оказаться в условиях реального урока первоклассников (наши первоклассники и дошколята находятся в одном здании). Экскурсии в учебные кабинеты основного здания помогают малышам почувствовать учебную ситуацию, сформировать внутреннюю позицию школьника. Следует отметить, что при согласованности действий учителя и психолога часто можно напрямую проследить перенос мотивов, развившихся в группе «Знайкиного хоровода», в ситуацию урока в будущем. Испытав радость и успех от похвалы во время занятия или игры, ребенок испытывает эмоциональный подъем, в будущем на уроках он активно работает, меньше тревожится, более самостоятелен. Перед нашими специалистами и педагогами, работающими в группах развития, стоит задача – организовать деятельность детей таким образом, чтобы они стали активными субъектами процесса общения со взрослыми. Это становится возможным при соблюдении таких принципов:- развивающая работа строится на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития;- отношения с детьми доброжелательны, так как комфортная психологическая среда – одно из условий формирования успешной личности;- приоритет – за игровой формой занятий;- ребенок имеет право на ошибку;- большое внимание уделяют развитию самостоятельной оценки своей работы;- развитие социальных навыков общения происходит через ролевую игру.Результат – выработка индивидуального подхода учителя к каждому ребенку, учет его типологических особенностей.И конечно, сразу же решается вопрос, какой семье должны быть даны рекомендации для дальнейшего развития и воспитания ребенка. Нередко психолог начальной школы составляет индивидуальную программу коррекции. Очень важно, чтобы родители поняли серьезность момента и вместе с педагогами вовремя помогли малышу. Особенно когда это происходит в условиях реализации новых инновационных принципов построения образовательного процесса. В нашем Центре образования работе с семьей всегда уделяли большое внимание. Эффективность взаимодействия с родителями во многом зависит от доверия к нам, педагогам. Партнерские отношения, которые складываются в дошкольном отделении, помогают в дальнейшем правильно выстраивать траекторию развития младшего школьника. Систематические родительские собрания по проблемам «Воспитание детской самостоятельности и ответственности», «Создание условий в семье для формирования социальных навыков детей», «Становление детской личности в условиях активной жизненной позиции», консультации логопеда и психолога, встречи с администрацией ЦО привели к правильному пониманию родителей готовности к школе. Они уже давно не считают умение ребенка читать, писать, решать задачи главным показателем готовности. Наши родители – активные участники проектной деятельности. Вместе с ними мы стараемся формировать исследовательские способности дошкольников и учащихся начальной школы. Педагоги вместе с родителями реализуют школьную программу «Здоровье».В рамках работы по реализации ФГОС изменены и подходы в работе педагогов дошкольного отделения и начальной школы. Вместе мы обсуждаем проблемы организации развивающих занятий дошкольников, способствующих самостоятельной постановке целей детьми, поиску необходимых средств и способов их достижения, контролирующих и оценивающих процесс и результаты деятельности. И.АНИСИМОВА, заместитель директора по 1-й ступени; С.Попова, педагог-психолог, ЦО №1666 «Феникс»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте