17 мая в Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО) состоялся круглый стол на тему «Искусственный интеллект (ИИ) в образовании: мифы и реальность». В ходе заседания были рассмотрены тенденции развития новых нейросетей, влияние технологий ИИ на образовательную деятельность, существующие риски и пути их преодоления. Также эксперты представили проекты и продукты, нацеленные на освоение цифровых и информационных технологий и повышение квалификации.
Президент РАО Ольга Васильева в режиме видеосвязи обратилась к участникам с приветственным словом. Ольга Юрьевна не только пожелала продуктивной и интересной дискуссии, но и дополнительно напомнила о подписанном Владимиром Путиным в октябре 2019 года Указе «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». В числе целей данного указа обеспечение ускоренного развития ИИ, проведение научных исследований, повышение доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствование системы подготовки кадров.
«На этом пути предстоит найти ответы на многие вопросы, в частности, как искусственный интеллект будет влиять на образовательный процесс, какие возможности он предоставляет для повышения качества обучения и, конечно же, какие вызовы стоят перед педагогами в этой области. И как на эти вызовы нам отвечать», – открыла заседание Ольга Васильева.
Ведущим круглого стола выступил академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, и. о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Левицкий. В рамках традиционной колонки ведущего Михаил Львович отметил рост публикационной и дискуссионной активностей вокруг темы ИИ.
«Естественно, что такое массовое подключение и приобщение людей к новым возможностям не могло не сопровождаться эмоциональными всплесками. Диапазон этих эмоций чрезвычайно широк – от конца света до новой эры», – добавил Михаил Левицкий.
Однако истина, по словам модератора, находится посередине и всегда конкретна. Именно поэтому главная задача на сегодня и в целом – найти новые решения для новой ситуации.
В пленарной части первым взял слово академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, советник ректора МГУ Алексей Семенов. Представив доклад на тему «Перспективы образования в третьем десятилетии XXI в.», спикер подчеркнул, что мир претерпевает экспоненциально ускоряющиеся изменения, связанные с развитием цифровых технологий. Собственно, возникает вопрос: а что делать, если школа является априори инерционно развивающейся структурой?
«Будущее человечества и страны в том, чтобы развивать собственные цифровые технологии, в том числе и искусственный интеллект», – резюмировал Алексей Львович.
Экспертом было представлено учебное пособие, созданное вместе с издательством «Просвещение» и предназначенное для того, чтобы ознакомить учеников начальной школы с цифровым миром.
Далее на тему «Нейросети в образовании: возможности и риски» выступил член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование» (МЭО) Александр Кондаков.
«Мы должны понимать, что ChatGPT ознаменовал интеллектуальную революцию, которая должна помочь заместить рутинные интеллектуальные процессы», – обратил внимание слушателей Александр Михайлович.
Докладчик подробно рассказал о возникновении профессий настоящего, создании сетевой социокультурной образовательной среды, использовании инструментов ИИ в работе педагога и разработках МЭО. Так, например, на базе «Университета 20.35» запустили курс для желающих повысить свои профессиональные компетенции в области цифровых и информационных технологий.
«Задача системы образования – предвосхищение развития общества. Мы должны готовить специалистов к работе, которой сегодня еще нет», – добавил Александр Михайлович.
Вместе с тем, как считает спикер, зона рисков «цифры» при компетентном психолого-педагогическом сопровождении, законодательном и нормативно-правовом обеспечении может предстать в качестве зоны ближайшего развития человека.
Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор департамента информатизации образования МГПУ, научный руководитель Академии цифрового образования ООО «Мобильное электронное образование» Вадим Гриншкун обозначил тему своего доклада как «Искусственный интеллект и интеллектуальная деятельность в образовании». Основной посыл – научиться сочетать естественный и искусственный интеллекты.
«Главное – не потерять фундаментальность нашего образования. Практикоориентированность у нас есть и будет, она никуда не денется, а вот фундаментальность нужно сохранить. Потому что в этом случае мы сможем противостоять быстрым изменениям в технологиях, в том числе ИИ», – рассуждал Вадим Валерьевич.
Дополняя выступления коллег, кандидат экономических наук проректор АНО ВО «Университет «Мобильное электронное образование», директор научно-методического центра «Управление образованием» ООО «Мобильное электронное образование» Владимир Абрамов затронул тему «Трансформация роли учителя в условиях становления сильного искусственного интеллекта». По мнению Владимира Ивановича, сегодня учитель должен стать контролером информации, которую порождают нейросети.
«Предположительно перед учителем в условиях становления AGI (от англ. Artificial General Intelligence – «общий искусственный интеллект») будут стоять следующие задачи: адаптация к новой реальности, развитие цифровой грамотности и навыков работы с AGI, формирование критического отношения к информации и знаниям, которые предоставляет AGI, и поддержание человеческого фактора и личностного интеллекта в образовании», – обозначил роль педагога в будущем спикер.
Затем доктор педагогических наук, профессор, директор Института математики и информатики МПГУ Сергей Каракозов в ходе своего сообщения на тему «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» обратился к унификации контента и цифровизации образования, упомянул о направлениях и программах, реализуемых в университете.
В конце заседания очно и с помощью ВКС выступили заинтересованные педагоги, профессора и представители Государственной публичной научно-технической библиотеки России с информационными разработками – базой данных и проблемно-тематическим рубрикатором по искусственному интеллекту.
Дарья ЮЖИК
Комментарии