search
main
0

Предвоенный патефон. или Cбывшаяся мечта Сергея Танеева

Калужское музыкальное училище – заведение необычное. Его отличает бережное отношение к своему прошлому. Может быть, тому способствует сама история, она у Калужского музучилища получилась на редкость захватывающая. И первое, что показывают здесь гостям, – музей. Это не скромный уголок, под который обычно отводят частичку и так дефицитных учебных площадей, это музей полноценный, со своим хранителем и вдумчивым собирателем, преподавателем предмета «История музыкального образования в Калужской области» Владимиром Крупичатовым.

Он помнит много историй о подвижничестве, энтузиазме и даже жертвенности основателей училища, его преподавателей разных времен, да и дня сегодняшнего. Ведь ни для кого не секрет, что работу преподавателей в нынешних условиях никак иначе и не назовешь…

Рояль Танеева и скрипка Амати

Калужское музыкальное училище имени С. Н. Танеева располагается в здании бывшей архиерейской церкви. До войны здесь размещался клуб при швейной фабрике, и уже тогда музыкальные вечера не были редкостью. Подобно большинству церковных зданий архиерейская церковь обладает великолепной акустикой, и музыкальное училище не случайно решили разместить именно здесь в 1958 году. В этих стенах родились известные музыкальные коллективы: мужской академический хор и симфонический оркестр местной филармонии и, конечно же, гордость Калуги и всей России – инструментальный ансамбль «Калинка».

Но музыкальное училище – это не только учебное здание, но и великолепный концертный зал, который располагается в самом центре старой Калуги, по соседству со зданием Присутственных мест и Каменным мостом. По своему значению он соперничает здесь со зданием областной филармонии. В собственном концертном зале училища проходит ежегодный международный конкурс камерных ансамблей, также носящий имя Танеева. В этом конкурсе в последние годы принимали участие молодые музыканты из многих стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из США, Великобритании, Японии, и учащиеся лучших российских консерваторий.

Официальной датой основания училища считается 1944 год. Но здесь прекрасно знают и чтят те музыкальные традиции небольшого города над Окой, которые легли в основу не только училища, но и всей классической музыкальной жизни, всегда процветавшей в образованной среднерусской провинции.

– История нашего училища, – рассказывает Владимир Константинович, – уходит своими корнями в ХIХ век, когда в 1880 году по инициативе Общества любителей музыкального и драматического искусства были открыты музыкальные классы при Калужском дворянском собрании. Через два года на их базе была открыта музыкальная школа, которая существовала до 1917 года. Система музыкального образования старой России была сломана. Зато консерватории больше не были под опекой Русского музыкального общества, и музыкальное образование в России стало общедоступным и бесплатным. И в Калуге появилась мечта Сергея Николаевича Танеева, выдающегося композитора, музыканта и педагога, ученика Чайковского, – Народная консерватория. Первая подобная консерватория, кстати, была создана Танеевым еще в 1906 году в Москве, а Калужская консерватория уже получила название Советская. Консерватория превратилась со временем в Советский государственный музыкальный техникум. Состав педагогов был в те годы очень сильным, в основном это были дворяне, получившие музыкальное образование еще до революции.

Здесь преподавала Татьяна Федоровна Достоевская, внучатая племянница писателя, она была авторитетнейшим преподавателем и содержала, между прочим, в Калуге литературно-музыкальный салон. В числе преподавателей был Евгений Михайлович Дрейзен, замечательный композитор и музыкант, автор когда-то популярнейшего вальса «Березка». А первым директором техникума был уникальный человек Петр Петрович Дитятев, окончивший всего-навсего четыре класса церковно-приходской школы и музыкантскую школу при пехотном полку. Но, видимо, он был наделен действительно большим талантом, он владел всеми духовыми инструментами, как свидетельствовали очевидцы.

Обо всем этом Владимир Крупичатов рассказывает обычно в музее училища, где каждому такому эпизоду сопутствует показ экспонатов: старинных фотографий и нот ХIХ века, первых советских афиш и видавших виды музыкальных инструментов. В порядке исключения мне даже довелось послушать предвоенный патефон. Пружина такого патефона была быстро приспособлена на заводе под пружину в диске автомата ППШ, когда началась война.

– В октябре 1941 года Калуга была оккупирована, – начинает свой рассказ о военных годах хранитель музея. – Но перед оккупацией Варвара Михайловна Гейер, тогдашний директор, приняла единственно верное решение: раздала все инструменты, все ноты, все, что было возможно, своим ученикам. Не удалось спасти рояль «Беккер», который Танеев привез в 1884 году в Калугу и подарил местным музыкантам, с которыми поддерживал постоянную связь. Скорее всего фашисты разрубили его на дрова и сожгли в печах, они вообще от души «повеселились» и пограбили в калужских музеях. В это же время была уничтожена или похищена скрипка работы мастера Амати, хранившаяся у потомков Радищева, в их частной коллекции. Там погибла и богатейшая нотная библиотека. Их дом сожгли вместе с библиотекой и инструментами. Но недавно я нашел в архиве газету «Новый путь», – говорит Владимир Крупичатов, – фашистскую газету времен оккупации – и обнаружил там объявление: «Куплю старинную скрипку. Обращаться в комендатуру». Так что, думаю, сожжение дома был отвлекающим маневром у тех, кто забрал скрипку, а впоследствии продал. Но как бы там ни было, немцев выгнали 31 декабря 1941 года, – продолжает хранитель музея. – И уже через семь дней начала действовать калужская музыкальная школа. Закутанные дети по улицам сожженной ледяной Калуги несли назад домры, балалайки, скрипки – те инструменты и те ноты, которые им раздали для того, чтобы они сохранили их… В годы войны калужские музыканты – педагоги занимались очень важным и благородным делом: обучали музыке вернувшихся с фронта инвалидов, тех, кому это могло помочь в будущем заработать на кусок хлеба. А в 1944 году в Калуге снова начало действовать музыкальное училище. Так что скоро мы будем праздновать юбилей. Его решили совместить с празднованием дня рождения человека, чье имя и носит училище, – Сергея Николаевича Танеева, – завершает свой рассказ Владимир Константинович.

Выбирая музыку

История историей, но не менее интересно и то, как живут сейчас средние музыкальные учебные заведения в новых условиях, когда заботы о хлебе насущном несколько отодвинули на второй план культуру и искусство.

О сегодняшнем дне училища рассказала заместитель директора по учебной работе Татьяна Павликова:

– Сейчас в училище 215 студентов на шести отделениях: фортепьянном, оркестрово-струнном, народных инструментов, духовых и ударных инструментов, теории музыки и хорового дирижирования. Все эти отделения существуют с 1944 года, с момента основания училища, за исключением теоретического, оно появилось в шестидесятых. Наше училище отличает приверженность классическому, академическому направлению в музыке и наш международный конкурс камерных ансамблей, престиж которого от года к году растет, – это прежде всего академический конкурс, – подчеркивает Татьяна Анатольевна. – Конкурсный опыт накладывает свой отпечаток на учебный процесс. Ансамбли существуют на всех исполнительских отделениях и создаются не только по инициативе преподавателей, но и возникают сами, когда объединяются сами ребята.

Многое в нашей судьбе все-таки определяет близость к Москве. Нашим куратором является Академия имени Гнесиных. Традицией в училище стали творческие встречи с профессорами академии, мастер-классы и совместные концерты. Практически на всех отделениях академии учатся наши выпускники, и не только в Гнесинской академии, но и во всех высших музыкальных заведениях.

Финансируется училище областным бюджетом, и наверное, как и в большинстве регионов России, средства на это выделяются более чем скромные. Статья «Приобретения» из последней финансовой раскладки просто исчезла… Но самое сложное – это купить новые инструменты, – продолжает Татьяна Анатольевна. – Хорошие импортные стоят миллионы. А ведь инструменты у нас не отдыхают, они используются постоянно. Исходя из бюджета 2004 года, мы ничего из инструментов опять же приобрести не можем. Увы, преподаватели средних музыкальных заведений из других регионов испытывают те же сложности. В массе своей начальное и среднее музыкальное образование в России сейчас бедствует.

Преподаватель без стажа с высшим образованием, то есть молодой специалист, получает ставку 870 рублей. Преподаватель, достигший максимума, получает 2400. Нас спасает то, что в училище очень развита преемственность. Так сложилось, что многие наши хорошие выпускники после консерваторий возвращаются преподавать в родные стены, не испугавшись цифры 870 рублей. Это ведь призвание. На этом все и держится…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте