С 2013 года в Москве стартует новый для Москвы образовательный проект – лицей в составе ведущего университета России НИУ ВШЭ. Учеба в лицее будет заметно отличаться от учебы в обычной школе: занятия будут вести университетские преподаватели, предметы будут подбирать исходя из планов учеников на будущее и их личных интересов. Преподаватели лицея, используя весь потенциал университета, постараются реализовать для каждого ученика индивидуальную программу. Конечно, обязательные требования к программе выпускных классов в лицее будут соблюдать, выпускников лицея хорошо подготовят к ЕГЭ и другим возможным вступительным испытаниям по предметам школьной программы. Но обучение в лицее не дает преимуществ для зачисления на факультеты ВШЭ.
Чтобы стать учеником лицея, необходимо было пройти несколько вступительных испытаний, включающих письменные задания и собеседование, причем условия поступления были прозрачны и одинаковы для всех. Критериями прохождения первого этапа испытаний были предполагаемый средний балл по изучаемым предметам, который должен быть подтвержден результатами ГИА и отметками в свидетельстве об окончании обучения в основной школе (об окончании девяти классов); эссе претендента – написанный в свободной форме текст, в котором претендент рассказывает о себе и о своих творческих, профессиональных приоритетах и планах, эссе оценивали по таким параметрам, как умение рассказать о себе, своих интересах и планах на будущие образование и профессию; умение обосновать мотивацию учебы в лицее; грамотность и стилистическая выразительность эссе. На втором этапе будущих лицеистов ожидало тестирование – за 90 минут нужно было ответить на вопросы по математике, русскому языку, иностранному языку по программе основной школы (5-9-е классы). На третьем этапе – собеседовании – претенденты на поступление в лицей могли пообщаться со своими будущими преподавателями и обсудить свою предполагаемую индивидуальную программу обучения.В этом году в лицей ВШЭ зачислены первые 58 учеников 10-го класса. Как и студенты ВШЭ, учащиеся лицея имеют возможность составить индивидуальный учебный план, учебные материалы им доступны в электронном виде. С мастер-классами для лицеистов будут выступать профессора ВШЭ и практики с базовых кафедр ведущих российских компаний. Но вместе с возможностями приходит и ответственность – как и от студентов Вышки, от лицеистов ожидают честного выполнения учебных заданий, плагиат и другие формы списывания и жульничества будут пресекаться и наказываться.В первый день нового учебного года директор лицея Наталия Любомирская, заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин и заместитель руководителя московского департамента образования Татьяна Васильева провели пресс-конференцию для лицеистов. 175 студентов Вышки согласились помогать лицею в работе с его учащимися, сообщила Наталия Любомирская. «Живое общение со студентами может быть даже полезнее некоторых лекций, – добавила она. – От студентов вы узнаете всю подноготную нашего университета».Обращаясь к будущим лицеистам, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ ординарный профессор Лев Любимов отметил, что впервые университет сможет не просто учить школьников на подготовительных курсах, но и давать им полное (среднее) общее образование: «Обучаясь здесь, вы сможете приобщиться к образовательной культуре инновационного университета, к интеллектуальной дисциплине, к умению состояться. Пройдя университетскую культурную «обкатку» в школе, лицеисты не только смогут подготовиться к поступлению в университет, но и, что значительно важнее, смогут подготовиться к дальнейшей учебе в университете. Мы верим, что лицейский опыт позволит будущим студентам ВШЭ максимально реализовать свой потенциал и снизить риски возможных провалов в учебном процессе. Лицей важен не только для самих лицеистов и для московского школьного образования. Он важен для ВШЭ – вуза с особой образовательной культурой, с интенсивным учебным процессом, с полной прозрачностью в оценке качества образования. Увы, слишком часто в университет приходят школьники с баллами ЕГЭ 90 и выше, умеющие только слушать, записывать и заучивать, но не умеющие слышать, усваивать, понимать и применять. Такие ребята больше любят профессора, диктующего текст лекции, а нам важно научить студентов компетенциям аналитики, исследований и генерирования нового знания, а также применения знания. А все мировые и отечественные учебники, научные журналы (примерно 100000 названий), монографии, справочники доступны любому студенту и даже выпускнику дома, в общежитии, в поезде. В здании, где планируется разместить лицей, будут одновременно учиться и школьники, и несколько групп первокурсников ВШЭ. Это создаст ощущение единого сообщества коллег – студентов и школьников. Следовательно, нужно готовиться к тому, чтобы вести себя почти по-взрослому, уметь взаимодействовать с будущими коллегами, вместе бывать на некоторых университетских занятиях, пользоваться информационно-библиотечными ресурсами ВШЭ».Университет – это прежде всего система ценностей, отметил Лев Любимов. Помочь лицеистам понять и принять ее – еще одна задача лицея. «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его», – процитировал он великого философа Ивана Ильина.Это, впрочем, не означает, что ученики лицея будут загнаны в жесткие рамки и лишены самостоятельности. «Мы проводим вместе с вами эксперимент, но вы не подопытные мышки, вы такие же его участники, как и мы, преподаватели, – обратился к лицеистам Исак Фрумин. – Задавайте вопросы, высказывайтесь. Мы очень рассчитываем на вашу активную позицию и ваши идеи».
Комментарии