После разразившегося в Британии недавнего грандиозного скандала вокруг школьных выпускных экзаменов уровня “А” (об этом мы уже писали в материале “Заниженные” и оскорбленные”, “УГ”, N40), поставлена под сомнение экзаменационная система А-Levels. В святая святых английского образования назревают кардинальные и без преувеличения судьбоносные изменения, которые – если механизм реформирования будет запущен – будут иметь для здешней школы примерно такой же эффект, как переход на единый госэкзамен в школах России.
Прежде чем рассказать о том, к какой новой аттестационной системе Британия замышляет переходить, напомню о той, от которой она хочет уйти. Итак, что такое Эй-левелз? После окончания 11-го класса общеобразовательной школы (как правило, это совпадает с 16-летием учащегося) и получения сертификата о завершении обязательного обучения те, кто намерен поступать в высшие учебные заведения, должны задержаться в школе еще на два года, дабы пройти два класса высшей ступени. Это и есть уровни “А”, или, по-английски, A-Levels. Иными словами, сдача экзаменов на сертификат о завершении обязательного обучения после окончания 11-го класса права на поступление в вуз не дает. Лишь после того, как за два года обучения на уровнях “А” будет успешно сдан еще ряд экзаменов, можно мечтать о вожделенной студенческой “корочке”.
Согласно существовавшей и по сей день продолжающей действовать системе уровня “А” (в школе или колледже это именуется 12-м и 13-м классами) ребенок выбирает для изучения, как правило, три, а в отдельных случаях и 4-5 предметов по своему усмотрению, связывая их со спецификой будущей профессии. В конце 12-го класса сдаются промежуточные экзамены по изучаемым предметам, а по окончании 13-го – экзамены выпускные, – они же, читай, вступительные. Двойных экзаменов – выпускных школьных и вступительных университетских – в Британии не существует. И в этом смысле система напоминает “единый госэкзамен”. Другое дело, что согласно этой весьма специфической (по крайней мере с точки зрения многих зарубежных наблюдателей) системе университет делает “предложение” соискателю места на основе так называемых “предсказанных” оценок, то есть задолго до сдачи финальных экзаменов.
Кем “предсказанных”? Школьными преподавателями! Однако, как известно, с предсказаниями даже у профессиональных гадалок и астрологов дело обстоит не всегда удачно. Что же говорить о педагогах! Несчастье состоит, однако, в том, что на основании тех же, очень нередко заниженных “предсказаний” вуз может отвергнуть кандидата! И этот “от ворот поворот” не исправят и не изменят уже никакие, пусть хоть трижды превзошедшие гадания педагогов реальные экзаменационные результаты (разве что в университете останутся вакантные места!). Таким образом, еще до того, как экзамены уровня “А” сданы, абитуриент уже может лишиться шансов поступить в намеченный им вуз. Справедливо? Сегодня на этот вопрос отвечают “нет, не совсем справедливо” уже и сами британские образовательные власти. Им начинают вторить прогрессивно настроенные университеты, которым нередко случалось упускать способных, но ошибочно “предсказанных” абитуриентов.
Чтобы как-то усовершенствовать и модернизировать экзаменационную систему и простимулировать учеников, с сентября 2000 года в британских школах был введен курс AS – Advanced Subsidiary qualifications, изучающий предмет не два, а лишь один год, но зато и представляющий по “стоимости” полученных на его экзаменах баллов только 50% “цены” экзаменационных оценок уровня “А”. Однако очень скоро выяснилось, что нововведение оказалось крайне малоэффективным с точки зрения поверхностности получаемых за год знаний да к тому же внесло дополнительную путаницу в и без того туманную систему оценок. Ожидаемый компромисс, таким образом, найден не был…
Многочисленные критики английской экзаменационной системы, полку которых прибывает день ото дня, утверждают, что A-Levels есть не более чем паспорт для прохождения в университет. Паспорт, в который надо проставить штамп в виде хороших оценок, дабы завершить переход к следующей фазе беличьего колеса. Но при этом вопрос о том, насколько широкое и разностороннее образование получено в школе, остается, увы, открытым.
Что же предлагают “бунтари”, задумавшие подкоп под одну из важнейших составляющих “классического английского образования”? Как минимум – позволить студентам получать свои экзаменационные результаты не после подачи заявок в университеты, а накануне. Это избавит учителей от гаданий на кофейной гуще, даст более четкие критерии суждений о кандидате в студенты. И в конечном счете устранит несправедливость для тех, кто был отвергнут заранее.
Однако есть и еще более радикальное предложение, которое сегодня вовсю обсуждается в Британии: переход от чисто британской системы A-Levels к системе международного образца – к бакалавриату. Эта идея выдвинута не оппозиционными радикалами от школы, а непосредственно британским министерством образования. Еще точнее, министром Эстелль Моррис, для которой система A-Levels обернулась в годы ее школьной юности личным фиаско: будущая госпожа министр, намеревавшаяся поступать на педагогическое отделение, сдала экзамены неудовлетворительно! Но это не помешало ей впоследствии сделать карьеру, что, по мнению многих, в очередной раз доказало, как несовершенны эй-левеловские тесты.
Бакалавриат, который британцы считают европейской системой, предлагает такую возможность: студенты 16-18-летнего возраста изучают на протяжении двух лет шесть предметов, включающих в себя английский язык, второй иностранный язык, математику и предметы естествознания. Зародившаяся в Швейцарии в 1968 году система международного бакалавриата сегодня взята за основу в полутора тысячах школ 112 стран мира. Знакомы с этой системой и в Британии: она уже применяется в сорока государственных и частных школах страны. И число этих школ в последнее время растет. Так, со следующего учебного года по этой системе начнут заниматься в частной Бедфорд скул для мальчиков. Директор школы Фил Эванс убежден, что эта система дает лучшую квалификацию, и в немалой степени потому, что “она независима от правительства”. По словам мистера Эванса, бакалавриат “менее подвержен коррумпированности, чем система уровня “А” и к тому же имеет международное признание”.
Когда именно Британия перейдет на новую систему? Сроки пока не называются, так как сама предполагаемая реформа находится в стадии проработки. Очевидно одно: система уровня “А” доживает последние дни.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии