Цели:
приобщить учащихся к духовному наследию литературы начала ХХ века; познакомить с творчеством В. Хлебникова, со стихотворениями “Предземшара” о природе;
способствовать росту нравственного сознания учащихся, самостоятельности оценок и суждений;
формировать ценностное отношение к природе, чуткое отношение к русскому поэтическому слову, к законам словопроизводства;
развивать творческую активность и художественное воображение учащихся.
Методы и приемы: метод творческого чтения, аналитико-интерпретирующий и синтезирующий методы; выразительное чтение учителем стихотворных текстов, устное словесное рисование, слово учителя, эвристическая беседа.
Ход урока
Звучит запись голосов леса.
I. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний и действий учащихся.
Слово учителя о взаимосвязи природы и человека, о традициях поэтического отображения картин природы (учащиеся называют стихотворения о природе русских поэтов, к творчеству которых обращались на уроках литературы).
Педагог: Сегодня мы познакомимся со стихотворениями о природе, написанными нашим земляком – поэтом Велимиром Хлебниковым.
“Велимир Хлебников” – так подписывал свои стихи Виктор Владимирович Хлебников, поэт, математик, философ и тонкий исследователь русского слова. Стихи этого поэта, едва появившись в печати, поразили современников. В 1911 году после чтения рукописей Хлебникова поэт Бенедикт Лившиц писал: “В лицо мне пахнуло дыхание древнего слова, и я увидел обнажившиеся корни слов, почувствовал пробуждение уснувших в слове смыслов”. А Владимир Маяковский сказал о Хлебникове так: “Хлебников – Колумб новых поэтических материков”. На доске записано это высказывание в качестве одного из двух эпитетов к уроку. Сегодня нам предстоит серьезная исследовательская работа, результатом которой будут ответы на вопросы:
Как и почему поэт создает новые слова, какой предстает природа в стихотворениях этого художника слова, почему Маяковский назвал Хлебникова Колумбом новых поэтических материков?
IV. Основная часть.
Педагог: Но сначала давайте подумаем, кто такой словотворец. Выстроим словообразовательную цепочку (учитель на доске с помощью детей).
СЛОВ-О-ТВОР-ЕЦ = СЛОВО + ТВОРИТЬ
Педагог: Итак, СЛОВОТВОРЕЦ – это тот, кто творит слово, кто создает его. Любого ли поэта можно назвать словотворцем? Прежде чем ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение Велимира Хлебникова “Птичка”, написанное им в 12-летнем возрасте.
Выразительное чтение учителем стихотворения “Птичка”.
О чем поешь ты, птица в клетке?
О том ли, как попалась в сетку?
О свободе ли, лесах,
О высоких ли холмах,
О лугах ли зеленых,
О лугах ли просторных.
Встретились ли в стихотворении еще совсем юного поэта какие-нибудь необычные слова, неизвестные русскому языку?
Учащиеся: Нет, поэт для выражения своих мыслей использует слова обычные и привычные, он довольствуется тем, что уже создано в языке.
Педагог: Природа была для Хлебникова своей, родной. В стихотворениях о природе много светлого, какого-то детского восторга и умиления, восторга перед красотой мира и его совершенством. И это не случайно.
Велимир Хлебников родился 9 ноября в красивейшем месте на Земле: в селе Малые Дербеты (Ханская Ставка) Астраханской губернии, там, где сейчас находится Астраханский заповедник. Сам поэт скажет позднее о себе: “Принадлежу к месту встречи Волги и Каспия моря”.
Отец будущего поэта, Владимир Алексеевич Хлебников, был одним из основателей Астраханского заповедника и его первым директором. Велимир Алексеевич был большим знатоком царства птиц, и будущий поэт с ранних лет изучал царство пернатых, удивительный мир растений и животных с профессиональной дотошностью. Через всю жизнь пронес Велимир Хлебников любовь ко всему живому, потому что именно с природой, ее красотой были связаны детские мечты, полные сказок и счастья.
Анна Ахматова как-то заметила о стихах Хлебникова: “Это все увиденно как бы в первый раз”. Давайте и мы окунемся в хлебниковскую сказку о природе.
Сучок сломился
Под резвою векшей.
Жучок изумился,
На волны легши.
Волн дети смеются,
В веселье хохочут,
Трясут головой,
Мелькают их плечики,
А в воздухе вьются,
Щекочут, стрекочут
И песней живою
Несутся кузнечики.
В этом стихотворении вам знакомы все слова?
Учащиеся: “Векша” – диалектное слово. Так называют белку в Псковской области.
Педагог: Велимир Хлебников очень часто использовал в своих стихотворениях диалектные слова и фольклорные элементы, и нам придется сегодня встретиться с некоторыми из них. Скажите, а что создает сказочный настрой, присущий этому стихотворению? Какие необычные образы в нем появляются?
Учащиеся: Поэт использует такой художественный прием, который придает неживым предметам свойства и качества живых, – олицетворение. У волн есть маленькие дети (у них “маленькие плеч-ик-и”), которые “в веселье хохочут, трясут головой”.
Педагог: Посмотрите, сколько размерно-оценочных суффиксов в стихотворении! Попробуйте догадаться, как можно было бы назвать детей волн. Если у БЕЛКИ – БЕЛЬЧОНОК, у ЛИСЫ – ЛИСЕНОК, то у ВОЛН – ?
Учащиеся: ВОЛНЕНОК, ВОЛНЯТА!
Педагог: Молодцы. Я вижу, что вы тоже восприняли “детей волн” живыми существами. Итак, даже волны у Хлебникова живые, как в сказке. В этом поэт следует фольклорным поэтическим традициям. Семен Кирсанов, один из современников и учеников Велимира Хлебникова, писал: “В его стихах “живая вода” русского поэтического слова”. Давайте и мы отведаем живой воды из неиссякаемого источника хлебниковского поэтического слова.
Звучит стихотворение “Кому сказатеньки…”
Кому сказатеньки,
Как важно жила барынька,
нет, не важная барыня,
А, так сказать, лягушечка:
Толста, низка и в сарафане,
И дружбу вела большевитую
С сосновыми князьями.
И зеркальные топила
Обозначили следы,
Где она весной ступила,
Дева ветреной воды.
Педагог: Хлебников не дал названия этому стихотворению. А как назвали бы его вы?
Учащиеся: “Лягушечка”.
Педагог: Скажите, в стихотворении описывается реальная лягушечка, реальная ситуация или сказочная?
Учащиеся: Сказочная.
Педагог: В каких русских народных сказках встречаемся мы с лягушкой?
Учащиеся: “Василиса Премудрая”, “Теремок”…
Педагог: Кроме сказочного образа БАРЫНИ-ЛЯГУШЕЧКИ, есть в этих строках и фольклорные языковые элементы. Вы их заметили?
Учащиеся: ЛЯГУШЕЧ-К-А, БАРЫНЬ-К-А, БОЛЬШ-ЕВИТ-УЮ, СКАЗА-ТЕНЬКИ. Суффиксы, встретившиеся в стихотворении, характерны для фольклорной речи.
Педагог: Как поддерживает поэт образ ДЕВЫ-ЛЯГУШЕЧКИ?
Учащиеся: “Дева ветреной воды” ходит в сарафане, водит дружбу с КНЯЗЬЯМИ-СОСНАМИ…
Педагог: А почему дружба не БОЛЬШАЯ, а БОЛЬШЕВИТАЯ?
Учащиеся: В этом слове соединяется значение нескольких слов: БОЛЬШАЯ + ЗНАМЕНИТАЯ + ИМЕНИТАЯ.
Педагог: И все-таки нам нужно решить: Хлебников говорит о деве, похожей на лягушку, или о лягушке, которую он воспринимает как человека?
Учащиеся: Поэт так поэтично сказал о простой частичке природы – о лягушке.
Педагог: Чтобы так описать лягушку, нужно понимать природу, любить ее, а это невозможно без глубокого проникновения в ее тайны. И Хлебников всю жизнь изучал природу России. Почти всю свою жизнь провел он в скитаниях: учился в Казани, Петербурге, где серьезно занимался математикой, жил на юге России и в средней полосе. Жизнь его была трудной, сложной, полуголодной.
Однако известностью с ним мало кто мог соперничать. Незадолго до смерти, в 1922 году, в Харькове Хлебникова карнавально-шутливо избрали “Председателем земного шара”.
Он мог стать богатым человеком. Но уж слишком несерьезно относился он к своему творчеству: он никогда не вел записных книжек, записывал свои стихи на обертках конфет, на салфетках, на спичечных коробках. Однажды Хлебников попал в больницу с тифом. Приходя в себя ненадолго после горячечного, бредового состояния, он писал стихи на крошечных клочках бумаги и складывал их в наволочку.
Современники – друзья Хлебникова рассказывали такую историю. Однажды поэт путешествовал на поезде по России. Вдруг он увидел в степи пастухов, сидящих у костра. Хлебников, не задумываясь, вышел из поезда, подошел к пастухам и завел с ними разговор. Неожиданно пошел дождь, костер стал затухать. Тогда поэт стал вынимать из карманов записочки со своими стихами, поддерживая ими угасающее пламя. Позже он сказал друзьям: “Я отдал бы все свои стихи за то, чтобы вернуть те часы, которые провел в степи с пастухами”. Да, Велимир Хлебников мог стать богатым человеком. Но ему не нужны были деньги, не нужна была слава. Он говорил о себе:
Мне много ль надо?
Коврига хлеба
И капля молока,
Да это небо, да эти облака!
Это второй эпиграф к уроку.
Чтобы пожелать, как Хлебников, “ковригу хлеба и каплю молока, да это небо, да и эти облака”, надо быть смелым и гордым человеком. Чтобы пожелать “малого”, нужно отказаться от многого: от корысти, от зависти, от славы, комфорта, выгоды, т.е. от всего, что противостоит естественной, природной жизни. Хлебников хотел “стать добрым вестником добра”. А добро в его представлении – это природа. Литературовед Юрий Тынянов сказал о Хлебникове: “Он смотрит на мир глазами ребенка и дикаря”. А мы с вами попытаемся посмотреть на природу глазами поэта.
“Весны пословицы и скороговорки…”
Весны пословицы и скороговорки
По книгам зимним поползли,
Глазами синими увидел зоркий
Записки стыдесной земли.
Сквозь полет золотистого мячика
Прямо в сеть тополевых тенет.
В эти дни золотая мать-мачеха
Золотой черепашкой ползет.
Педагог: Попытайтесь нарисовать словесную картину, изображенную Хлебниковым.
Учащиеся: Весна, ярко светит солнце, зацветает мать-и-мачеха…
Педагог: О каком “золотистом мячике” идет речь во второй строфе?
Учащиеся: О солнышке.
Педагог: А что такое “тополевые тенета”?
Учащиеся: В сети тополей, их ветви, попался золотой мячик-солнце.
Педагог: Почему Хлебников, говоря о земле, называет ее СТЫДЕСНОЙ? Давайте подберем синонимы: СТУДЕНЫЙ, ХОЛОДНЫЙ. Какова производящая база этого слова?
Учащиеся: СТЫДЕСНЫЙ – СТЫД.
Педагог: Да, действительно, земля весной обнажена, ей стыдно. Но, кроме того, она еще не прогрелась, она СТЫЛАЯ (ЗАСТЫЛАЯ). Поэт удачно совмещает оба эти слова в одном – СТЫДЕСНАЯ – для того, чтобы картина, нарисованная им, стала более образной, точной. Он соединяет в одном производном слове несколько смыслов. И еще стихотворение, которое сегодня прозвучит, является подтверждением этой особенности творчества поэта, создавшего слова со многими смыслами.
“Там, где жили свиристели…”
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
Педагог: Скажите, о ком рассказывает Хлебников?
Учащиеся: Какие-то птицы, которые пролетели и улетели.
Педагог: Если бы мы рисовали картину по мотивам этого стихотворения, что появилось бы на холсте?
Учащиеся: Качающиеся ели, на которых сидят свиристели.
Педагог: А какое время года?
Учащиеся: Зима, потому что времиреи улетели.
Педагог: Как вы думаете, ВРЕМИРЕИ или ВРЕМИРИ – это какие птицы? на кого они похожи?
Учащиеся: На СНЕГИРЕЙ.
Педагог: Мне кажется, что у слова, образованного Велимиром Хлебниковым, есть еще одно значение. Посмотрите, может быть, оно происходит от слов ВРЕМЯ и РЕЯТЬ? Тогда перед нами не просто птицы, а птицы, несущие на своих крыльях время. И тогда скорее всего весна изображена в стихотворении Хлебникова, потому что птицы прилетели на время, и это же время они унесли на своих крыльях. Послушайте, какие элементы стиха помогают нам услышать гомон птиц, шуршание елей, взмахи крыльев? (Перечитываются строки-повторы).
Учащиеся: Несколько раз повторяющиеся звуки, слова, строки…
Педагог: А кто такие поюны?
Учащиеся: Видимо, это тоже птицы. Они красиво поют.
Педагог: Обратите внимание: от ПОЮНОВ Хлебников образовал еще и прилагательное – ПОЮННА, которое является в предложении однородным определением к СТАЕ ВРЕМИРЕЙ вместе с диалектным словом ВАБНА (форма прилагательного ВАБНЫЙ – “лакомый, заманчивый”). Оба этих кратких прилагательных дополняют образованное словотворцем слово ВРЕМИРИ (ВРЕМИРЕИ) новыми, особенными смыслами. Итак, давайте посмотрим, какие слова, придуманные, созданные самим поэтом, помогают нам нарисовать картину многоликой природы более подробно, ярко, точно? Назовите эти слова.
Учащиеся: СТЫДИСТАЯ, ПОЮНЫ, ВРЕМИРЕИ.
Педагог: И таких “особенных”, “многосмысловых” слов в поэзии Велимира Хлебникова очень много. Попробуйте догадаться о значении некоторых таких слов, послушав строки из его стихотворений.
1. Эта осень опять ХОЛОЖАВА (ХОЛОД + МОЛОЖАВА).
2. Сосны бурей ОМАМАЕНЫ (сравни поговорку “Как МАМАЙ ПРОШЕЛ”).
3. (В этот вечер за небом летела чета НЕБЕДЕЙ (ЛЕБЕДЬ + НЕБО).
4. Пел ПЕТЕР дикой степи (ПЕТЬ + ВЕТЕР).
Мне хотелось бы, чтобы мы с вами тоже попробовали свои силы в словотворчестве. Попытайтесь сотворить слово, наполнив его разными смыслами, соединив несколько слов воедино (учащиеся “творят” слова, пытаясь нарисовать словесный портрет какого-нибудь живого существа или явления природы).
Педагог: А теперь подведем итоги нашего словотворческого конкурса. (Победитель награждается книгой Велимира Хлебникова).
Подведение итогов
Педагог: Теперь, приобщившись к словотворчеству, познакомившись со стихотворениями Велимира Хлебникова о природе, вы, наверное, сможете ответить на вопросы, составленные в начале урока. Итак, почему поэт, рисуя картины природы, создает новые слова?
Учащиеся: Чтобы передать свои чувства, мысли точнее, ярче, полнее, чтобы мы, читатели, видели всю красоту родной природы, каждого цветка, птички, каждой живой души.
Педагог: Почему же В. Маяковский назвал Хлебникова Колумбом новых поэтических материков?
Учащиеся: Потому что Хлебников видел природу и понимал ее лучше многих, потому что создавал в своих стихотворениях особые, никому прежде не известные слова.
Педагог: Да, новые слова, созданные нашим земляком-словотворцем, “Председателем земного шара” Велимиром Хлебниковым, помогают увидеть новое и в поэзии, в ее возможностях отображать картины природы, и самой природе, помогают почувствовать, что все мы – частички этой природы. Именно поэтому, наверное, Хлебников называл человечество большим цветком, выросшим на природе.
Наталья САННИКОВА,
учитель русского языка и литературы
Астрахань
Комментарии