Визитная карточка
Озеров Виктор Алексеевич родился 5 января 1958 г. в
г. Абакан. Окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище и Военно-политическую академию им. В.И.Ленина. Прошел должности от замполита роты до заместителя командира воинской части по политической части. В ноябре 1991 г. был избран председателем Вяземского районного совета (Хабаровский край), а в марте 1994-го – председателем Хабаровской краевой Думы.
В январе 1996 г. вошел в состав Совета Федерации второго созыва. В декабре 2001 г. избран представителем в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Законодательного собрания Хабаровского края. Член комиссий Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, по делам молодежи и спорту.
Женат. Воспитывает сына и дочь.
– Виктор Алексеевич, бытует суждение: “Зачем России нужна армия, если на нас никто не нападает?”. Что, может, действительно в современном мире вооруженные силы являются атавизмом прошлого?
– Не стоит обольщаться по поводу того, что армия не нужна. Да, мир изменился, да, на нас никто не собирается нападать, но нельзя по старинке думать исключительно об “обороне от внешнего нападения”. Время диктует необходимость осознания, что оборона стала важнейшим средством обеспечения национальной безопасности любой страны, в том числе и России. Так что вооруженные силы должны рассматриваться прежде всего в качестве важнейшего элемента надежного обеспечения национальной безопасности личности, общества и государства.
А вообще сегодня пока еще преждевременно строить иллюзии по поводу отсутствия потенциальных противников России, которых кое-кто с иронией называет “потенциальными друзьями”. В короткие, по историческим меркам, периоды чудес не происходит – реальные военные угрозы для нашего государства сохраняются. Мы являемся свидетелями развертывания Соединенными Штатами Америки системы противоракетной обороны по направлениям, ориентированным исключительно на Россию. У нас нет достаточных оснований в отношении кардинальных изменений направленности военной составляющей Североатлантического блока. Далеко не последними в системе международных отношений России стоят территориальные вопросы, проблемы пересмотра существующих границ, объективно требующие развития нашего оборонного потенциала. Поэтому, пока существуют военные блоки и союзы, наступательные стратегические потенциалы зарубежных государств, включая ядерное и химическое оружие, мы должны держать порох сухим, да и слова о том, что “мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути”, в архив списывать рановато.
– Одним словом, Вооруженные Силы России остаются главным фактором стабильности государства?
– Российские армия и флот √ одни из немногих государственных институтов, которые, несмотря на известные потери в “переходный период”, сохранив способность выполнять задачи по обеспечению обороны страны, представляются в целом здоровым организмом с мощной инфраструктурой и высокопрофессиональными кадрами. Другими словами, Вооруженные Силы и сегодня выступают основой государственности России, гарантом ее целостности и независимости. С другой стороны, пришло время определения реальности потенциальных угроз для России, обосновании, какие Вооруженные Силы нужны России.
– А это, в свою очередь, можно сделать, только определив приоритеты национальной безопасности. Что, кстати, следует понимать под этим понятием?
– Национальная безопасность √ это конкретная и определенная категория, отражающая и интегрирующая направления, содержание деятельности и совокупность средств по обеспечению интересов личности, общества и государства. Проблемы национальной безопасности, условно можно разделить на “глобальные” и “бытовые”. К первым относятся политические, экономические и военные угрозы, непосредственно относящиеся к системам жизнеобеспечения государства. Но не менее важны безопасность личности, проблема защиты свидетелей, борьба с алкоголизмом и множество других вроде бы “непрофильных” вещей. И, конечно, нельзя говорить о формировании системы национальной безопасности России и в тоже время не иметь законов “О борьбе с организованной преступностью” и “О борьбе с коррупцией”. Поле для работы здесь огромно.
Необходимо понимать, что на пороге XXI века национальная безопасность любой страны – это не только количество боеголовок и штыков. Национальная безопасность – это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества.
– Получается, что национальная безопасность и оборона государства √ это далеко не одно и то же?
– Оборонная политика √ это одна из главнейших составляющих стратегии национальной безопасности России. Но я хотел бы обратить внимание на то, что силовые структуры, на которые возложен основной груз ответственности за обеспечение национальной безопасности страны, продолжают оставаться “заложниками” несовершенства законодательно-правового обеспечения своей деятельности.
Одним из возможных шагов по устранению данного негативного фактора может явиться четкое определение источников и факторов угрозы для Российской Федерации. К числу таких факторов сегодня с полной уверенностью можно отнести возможность развязывания крупномасштабных террористических операций этнорелигиозными экстремистскими силами.
В этой связи назрела объективная потребность в разработке нового закона “О Вооруженных Силах”, в котором должна четко определяться единая структура военной организации, ее функции и средства.
– Понятно, что законы нужны. Но важно и их качество. А с этим зачастую у нас не все так уж здорово┘
– Нас нередко упрекают, что законы не всегда носят опережающий характер, не всегда отражают объективные потребности развития и реформирования военной системы государства, а последствия их применения больше похожи на неудачные эксперименты на людях. Надо признать: долго – в течение 10 лет – мы шли к принятию федеральных конституционных законов о военном и чрезвычайном положении, а закон “Об альтернативной гражданской службе” и вовсе приняли лишь в 2002 году┘ Хотя, я уверен, что и введение альтернативной службы, и переход к контрактному принципу комплектования в одночасье не разрешат существующих проблем. Приоритетными должны стать правовые акты, обеспечивающие деятельность военного профессионала, чтобы не повторить ошибок, как это было с Федеральным законом “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот”. Нашим комитетом проведено изучение отношения к нему военнослужащих. Результаты показали, что умеют считать не только Счетная палата Российской Федерации, но и военнослужащие в войсках, которые ощутимого роста своего благосостояния, увы, не ощутили…
– Чувствуется, что Комитет по обороне и безопасности Совета Федерации, членами которого являются бывшие военные, проблемы армии волнуют по-настоящему. Считаете ли вы, что во главе угла всех реформ должен стоять человек, как вообще относитесь к процессам, которые идут сегодня в Вооруженных Силах?
– Если мы решились от количественных показателей переходить к качественным (что сомнений ни у кого не вызывает), то начинать надо именно с человека. Ведь главная составляющая Вооруженных Сил – люди. Не самолеты, эсминцы или ракеты, а именно те, от кого зависит, чтобы вся эта мощь летала, плавала, стреляла… Подчеркну: люди эти служат государству. И государство обязано сделать все для обеспечения правовой и социальной защищенности собственных защитников. Общий поворот в этом направлении обозначен. Обозначен Президентом России Владимиром Путиным, который выразился вполне определенно: “Или у России будет сильная армия, или России не будет вообще”. Наш долг, как парламентариев, поддержать его в области законодательного обеспечения намеченных реформ. Реформ не ради реформ, а ради России, ради ее Вооруженных Сил.
– В законах Солона гражданин древнегреческого полиса “за равнодушие и безучастие” к обеспечению безопасности своей страны карался “отнятием гражданских прав”…
– Обеспечение безопасности населения провозглашалось приоритетной государственной задачей и в дошедших до наших дней источниках древних Египта, Вавилона, Индии и Китая. Особо почитался ратный труд во имя независимости государства на Руси. Законодательство средневековых Киева, Москвы, Пскова и Новгорода проникнуто идеей первостепенной заботы об обеспечении защиты населения от внутренних и внешних угроз.
Сегодня особую значимость приобрело проведение активной и наступательной государственной политики по патриотическому воспитанию российских граждан как основного – человеческого компонента обеспечения национальной безопасности государства. Поэтому важным направлением деятельности парламента остается разработка и законодательное обеспечение государственной политики в сфере патриотического воспитания российских граждан.
Актуальность выработки и реализации такой политики очевидна в контексте реальных проблем формирования у молодого поколения страны патриотического сознания, приверженности идеалам служения Отечеству, формирования адекватного отношения к ценностям нашего государства: от уважения государственной символики до безупречного выполнения гражданского долга перед своими соотечественниками.
Отдельная проблема обеспечения национальной безопасности √ формирование патриотического отношения граждан к службе в Вооруженных Силах. Позиция Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности проста: во-первых, в сознании гражданина России не должно быть альтернатив служению Отечеству; во-вторых, как следствие, в выборе форм службы на благо общества и государства также не должно быть альтернатив (само название Федерального закона “Об альтернативной гражданской службе” вызывает сомнения).
– Виктор Алексеевич, но ведь для обеспечения всего этого необходима ни много ни мало продуманная система патриотического воспитания. Существует ли она, и что можно сделать, чтобы она заработала?
– В принципе существует, если принять во внимание принятую Государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Именно она определяет политику в этой области. И сердцевиной этой политики становится формирование приверженности идеалам служения Отечеству, ценностям российского общества: от отношения к Государственному флагу и Гимну до безупречного выполнения гражданского долга перед своими соотечественниками.
А вот ее организационным выражением мог бы стать Общественный Совет по патриотическому воспитанию российских граждан при Президенте Российской Федерации. В его ведении, на мой взгляд, могли бы быть вопросы координации деятельности государственных и общественных организаций, СМИ, научных, творческих и других коллективов по патриотическому воспитанию россиян. Данный Совет мог бы инициировать решения, ставящие надежный заслон пропаганде насилия, наркомании, алкоголизма.
И, конечно, отдельная проблема √ формирование патриотического отношения граждан к службе в Вооруженных Силах. Рискну повториться, но убежден: в сознании граждан России не должно быть альтернатив служению Отечеству. Если некоторые деятели провозглашают альтернативную службу как средство разрешения проблем армии и флота, то пусть укажут, кому адресована альтернатива, кто ее “противоположная сторона”: армия, флот, государство? В полной мере это относится и к некоторым СМИ, которые “кормятся” не на антимилитаристской, а уже на патриотической кампании.
– Для достижения значимого эффекта нужно многое сделать, многое изменить как в самой армии, так и в обществе в целом.
– Не только нужно, но и можно. Начать стоит с возвращения Вооруженным Силам имиджа среды высокой культуры. Тут изобретать велосипед совсем не обязательно – необходимы лишь возобновление и актуализация традиций шефских связей с предприятиями, творческими организациями и учреждениями, лучшими представителями отечественной интеллигенции.
Далее. Нужно всерьез заняться реализацией конституционного права военнослужащих на получение любого уровня образования, включая высшее, по месту профессиональной учебно-боевой деятельности путем создания образовательных центров в военных городках и гарнизонах, благо современные информационные технологии такие возможности дают.
– В продолжение разговора хотелось бы еще затронуть проблему, которой вы занимаетесь как член Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта. Существует мнение, что детская безнадзорность и беспризорность стали одним из факторов угрозы национальной безопасности России. Это так?
– В 20-е годы прошлого столетия газета “Комсомольская правда” писала: “Детская беспризорность – наследие прошлого, усиленная империалистической и гражданской войной, интервенцией, голодом”. Публиковались и статистические материалы. В то время в Российской Федерации насчитывалось около 200 тысяч беспризорников, ночевавших в подвалах и на чердаках домов. Кроме того, еще около 250 тысяч ребят находились в детдомах и сиротских приютах. Прошли десятки лет, мы живем уже в XXI веке…
Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных мальчишек и девчонок. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет до 2 млн. человек. Согласитесь, цифра пугающая.
Не открою Америки, если скажу, что человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. В России это богатство гибнет. Что можно ждать от детей, которые выросли на улице? Чему она их сможет научить? Кем они станут, достигнув совершеннолетия? Уже давно пора было ответить на эти вопросы, причем на самом высоком уровне. Государство обязано обеспечить всех детей конституционными правами на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными и полноправными гражданами общества.
В связи с этим я считаю обоснованным, что детская беспризорность и безнадзорность в стране рассматриваются как угроза национальной безопасности России. За этими словами – очевидная угроза нормальному развитию государства, поскольку эти явления способствуют росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижают производительность труда, подрывают нравственные устои общества.
– Виктор Алексеевич, беспризорность и безнадзорность являются угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Но не мы ли, взрослые, в результате радикальной трансформации общественного устройства разрушили основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшили возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию?
– Во всех детских бедах, естественно, виноваты взрослые. Именно поэтому проблема требует особой заботы со стороны общества, и в первую очередь государства.
– Ну соловья баснями не кормят┘ А какие реальные меры сегодня предпринимаются государственными органами, определенные для решения задач по ликвидации беспризорщины?
– Сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства. Параллельно с этим создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральная целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Реализация этой программы позволила довести число специализированных учреждений для несовершеннолетних в Российской Федерации до 850 единиц. В них оказываются социальные услуги 185 тысячам детей.
В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Однако в связи с неурегулированностью в этом законе некоторых вопросов возникают серьезные трудности в его правоприменении. Например, я считаю, что, прежде чем отправлять несовершеннолетних правонарушителей в центры временной изоляции, следует установить минимальный возраст ребенка, механизм и главное – цель его помещения в центр временной изоляции. Важно уравнять в правах несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и тех, кто нуждается в экстренной социальной помощи государства.
Тем не менее принципиально важным является то, что Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” определяет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности. Закон формирует направления в их деятельности. Кроме того, в нем указаны основные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Однако анализ показывает, что существующие институты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нередко действуют разрозненно и неэффективно. В ряде регионов России медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В отдельных регионах отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не развита подростковая наркологическая служба.
– Мы как-то отошли от главной темы нашего разговора. Изменится ли все же роль армии в ближайшее время?
– Россия давно не империя, пусть даже советская. Мы строим цивилизованное, правовое государство, постепенно меняем свой внешнеполитический облик. Но при этом мы – огромная страна с самой большой в мире линией границ. У нас очень разные соседи, и политика не всех из них позволяет нам жить спокойно и уверенно. Добавьте к этому статус морской державы┘ Думая о мире, мы не готовимся к войне, но наши требования к уровню собственной обороноспособности по-прежнему достаточно высоки. А коль так, Вооруженным Силам, как и прежде, надо “стоять на страже”. В России всегда было и есть что защищать. Нам и сегодня нужен надежный национальный щит, нужна армия, отвечающая требованиям сегодняшнего времени. Мы обязаны обновлять и укреплять вооруженные силы, флот, повышать их техническое оснащение, стратегические возможности.
– 23 февраля вот уже второй год является не как прежде всенародным, но и официальным государственным праздником. Как вы к этому относитесь?
– Это еще одно подтверждение глубокого уважения государства к своей армии, признание особого значения офицерского труда и солдатской службы. Почти в каждой российской семье были или есть те, кто защищал или защищает Родину. Выбор армейской судьбы – это выбор тяжелой работы, постоянного риска, а сегодня, к сожалению, часто – и готовности пожертвовать своей жизнью.
Офицер в России всегда был и символом мощи страны, и образцом личной чести. Во все времена наши военные отличались дерзостью быть первыми. И не только в воинских победах: история страны знает немало примеров в области культуры, науки, инженерной мысли, образования. Среди военных были авторы великих географических открытий, дипломаты, ученые, всемирно известные писатели – достаточно вспомнить только такие имена, как Лермонтов, Толстой, Даль, Крузенштерн, Пржевальский и многие, многие другие. В российскую армию испокон веков шла элита общества, ее самая образованная часть. Это был костяк интеллигенции. И эта особенность исторически отличала российское офицерство, выделяла его среди армий других государств. Мы обязаны помнить об этом, дорожить этими традициями, развивать их в молодом поколении наших воинов.
Исторически сложилось так, что 23 февраля каждый мужчина нашей страны принимает поздравления. Но главные в этот день именно те, кто носит гордое звание защитника Отечества. Нам, конечно, придется еще немало сделать, чтобы военная служба стала по-настоящему престижной, чтобы юноши с желанием шли в армию и достойно служили, а мальчишки мечтали о военной форме. Но наша армия всегда была и будет сильна любовью к своей Родине, ответственностью за нее и гордостью военных за свою профессию.
– Чтобы вы пожелали им?
– Военная служба всегда была уделом мужественных, сильных людей, для которых любовь к Родине означает непоколебимую верность воинскому долгу, готовность выполнить его до конца. От всей души желаю защитникам Отечества, а также разделяющим с ними многие тяготы военной службы родным и близким доброго здоровья, благополучия, любви и взаимопонимания!
С праздником вас, боевые друзья!
Беседу вел
Виталий ДЕНИСОВ
Комментарии