– Год назад вы начали разговор шокирующей оценкой: армии у России нет. Недавно вновь подтвердили ее. Кто же тогда прошел “горячие” точки от Афганистана до Чечни?
– А сколько за эти годы было побед? Кроме контртеррористической операции в Дагестане и Чечне, военная сторона которой – отдельная тема.
Когда у нас была армия, только малая ее часть – одна 40-я армия в Афганистане достигала, к примеру, 120 тысяч человек. А в 90-е годы у нас не осталось ни одного целостного формирования в несколько десятков тысяч бойцов, которое можно было двинуть в бой на Северном Кавказе. Ни одного объединения – общевойсковой армии или усиленного корпуса, – коих у нас с избытком на бумаге! Группировку в Чечне собирали по всей России из каких-то отрядов, команд, прочих формирований разных силовых структур. Но разве дело милицейских СОБРов, ОМОНов, морской пехоты воевать в горах? Это задача обычных сухопутных войск. А в них ни одной нужной для этого группировки нет.
Досье “УГ”
Андрей Иванович Николаев родился 21 апреля 1949 г. в Москве в семье военнослужащего. В 1971 г. окончил Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР, в 1976 г. – Военную академию им. М.В.Фрунзе, в 1988 г. – Военную академию Генерального штаба.
Служил командиром взвода, роты, батальона, начальником штаба и командиром полка и дивизии, первым заместителем командующего и командующим армией, первым заместителем начальника Главного оперативного управления Генерального штаба, первым заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. В 1993 г. назначен Главнокомандующим пограничными войсками РФ. С декабря 1994 по декабрь 1997 г. – директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
В 1998 и 1999 гг. избран депутатом Государственной Думы.
Генерал армии. Руководитель движения “Союз народовластия и труда”. Награжден орденами и медалями СССР, России, двумя орденами Русской православной церкви, а также иностранными наградами. За философско-публицистическую книгу “На переломе. Записки русского генерала” удостоен Международной премии имени М. А. Шолохова за 1998 г.
Что же это за Вооруженные Силы, в которых не наскрести даже одной полнокровной общевойсковой армии? Если они не способны выставить целостное формирование на маленький чеченский “пятачок”, как смогут защитить огромную Россию?
Наши Вооруженные Силы сегодня способны выполнить какие-то отдельные, частные задачи. Но могут ли они дать эффективный ответ на сегодняшние и перспективные угрозы, гарантировать безопасность страны? Нет. Значит, у нас нет армии, по-настоящему современной, отвечающей уровню и характеру угроз национальной безопасности, способной эффективно реализовать военную политику государства.
– Вооруженные Силы примерно в 4 млн. человек, доставшиеся России от СССР, беспрерывно сокращали. Выдвинули идею, в законе прописали: армия не может быть больше 1% населения страны. Потом рубанули – миллион. Сегодня, когда армия близка к этой цифре, вдруг выяснилось: и такую армию содержать не можем. Опять старая песня: давайте сократим и ее. Что дальше?
– Никто не определил: чего конкретно государство хочет добиться в области обороны? Принятый парламентом рамочный закон о военной реформе Ельцин отклонил. Сегодня нам заявляют, что этот закон вообще не нужен.
Государство должно раз и навсегда решить: будет ли оно обеспечивать свою безопасность? И какая ему нужна армия – соответствующая угрозам, готовая защитить страну или немощные войска, неспособные обеспечить военную безопасность России?
Если никто и не собирается приводить армию в соответствие угрозам, тогда надо сказать народу правду: государство защитить себя неспособно и защищать не будет.
– Возможно, есть расчет – подождать, пока страна окрепнет, разбогатеет, а потом уж и до армии дойдет черед?
– Кто скажет, сколько осталось времени на “раскачку”? У нас нет исследований и прогнозов состояния мира, глобальной безопасности на 10-15-20 лет. А иностранные прогнозы не оставляют сомнений, что сумма экономических, ресурсных, демографических, экологических и других проблем идет к критической черте. В 2010-2020 гг. прогнозируется начало серьезного энергетического кризиса. Газ (его, по оценкам специалистов, осталось примерно на 20 лет) и нефть на планете заканчиваются. Ведущие мировые державы к этим срокам завершают свои военные реформы. У американцев это “Армия-2010”, идет работа над концепцией национальной безопасности на 25 лет. Кстати, 2010-2015 гг. они оценивают как наиболее опасные. Англичане, китайцы, французы в 2010-2020 гг. завершают свои военные преобразования. Случайно, или это реализация прогнозов, учет сроков, когда потребуется военная сила?
– Стратегическая концепция НАТО уже сейчас не ограничивает альянс территорией его членов, требует “рассмотрения вопроса во всемирном масштабе”, к вызовам, рискам и угрозам относит, среди прочего, и перебои в поставках жизненно важных ресурсов. И еще экономические, социальные, политические трудности, этническую и религиозную вражду, неадекватные и неудачные попытки реформ, нарушения прав человека, распространение оружия массового поражения, военных технологий, а также терроризм, саботаж, оргпреступность и другие. По некоторым из этих поводов на Западе не раз поднимали шумиху вокруг России. Нет гарантий, что при определенных условиях США и НАТО не предъявят нам претензии с позиции силы.
– Были бы причины, а универсальный набор поводов для вмешательства, агрессии, как видите, уже готов и “конституирован”. Безумие полагать, что для борьбы с терроризмом, наркомафией, гуманитарными катастрофами нужны тысячи самолетов, авианосцы, подводные лодки, крупные военные силы США и НАТО. А вот при обострении ситуации в экономике, международной политике, проблем с жизненно важными ресурсами они как раз кстати. В России, владеющей примерно половиной природных богатств планеты, ресурсных проблем нет, а США и Запад их для себя прогнозируют.
– Значит, в ближайшие 10-15 лет России не избежать войн?
– Возможно, если отстанем от роста военных угроз. В условиях, когда цивилизованные страны демонстрируют культ военной силы, экономическая и военная слабость России может стимулировать все виды экспансии, в том числе и военную. Такова суровая правда жизни. В то же время готовность страны дать эффективный ответ, нанести неприемлемое поражение агрессору способна заставить отказаться от агрессивных замыслов. Обратитесь к опыту истории и убедитесь: самый верный способ избежать войны – быть к ней готовым. И надо, чтобы все это знали, в том числе и вероятные противники.
– Что для этого необходимо?
– Россия еще может успеть ко времени прогнозируемого обострения ситуации в мире провести военную реформу в четыре этапа. В 2002-2004 гг. – создать для нее материальные и научные предпосылки при обеспечении военной безопасности главным образом ядерным сдерживанием, получив способность к обороне одновременно в двух-трех военных конфликтах на разных направлениях. В 2004-2008 гг. – начать качественные преобразования всей военной организации государства, что даст возможность обороняться в локальной войне и одновременно в одном-двух военных конфликтах на различных направлениях. В 2008-2011 гг. – преобразовать всю систему обороны, выйти на принципиально новые формы организации и управления, обретя способность вести одновременно одну-две локальные войны и один-два военных конфликта на различных направлениях. В 2011-2015 гг. – достигнуть новых качественных параметров всей системы обороны, обеспечив быстрое реагирование на изменения военно-политической обстановки в мире и эффективную защиту интересов государства в любой точке земного шара, способность России вести крупномасштабную войну, одновременно участвуя в одной-двух локальных войнах на различных театрах военных действий.
Комментарии