Воспитательная среда – это организация социального школьного пространства с опорой на применение социальных функций для личностного развития всех ее участников. В школе она создается педагогами, руководством, учениками, то есть всеми участниками образовательного процесса. Основная ее цель – создать условия, которые позволят каждому учащемуся развить свои способности, личностные черты и навыки, необходимые для успешной самореализации.
Современное образование должно не только передавать учебные знания, но и готовить учеников к успешной жизни после школы, ведь система образования как поставщик кадров для рынка труда является одним из основополагающих элементов экономической системы любой страны. Специфика системы образования состоит в большом организующем и воспитательном потенциале. Именно школа обладает уникальной возможностью стать безопасным пространством социализации взрослеющей личности, ограждающим детей и подростков от неблагоприятных факторов, влияющих на их развитие и психосоциальное благополучие, а также стать средой, обеспечивающей формирование правильных социальных норм поведения.
В этом контексте предпринимательство становится все более важной деятельностью, которая дает возможность молодым людям развивать свои таланты и самореализоваться.
Школа №2087 «Открытие» в этом учебном году вошла в проект «Предпринимательский класс в московской школе». Чтобы развивать предпринимательские навыки учащихся, важно создавать соответствующую воспитательную среду в школе. Взаимосвязь между предпринимательскими классами и воспитательной средой играет важную роль в развитии сознательности, ответственности, целеустремленности и творческого мышления учащихся.
Предпринимательский класс, безусловно, создает благоприятную атмосферу, которая способствует развитию предпринимательского мышления и навыков у ребят. Это особый класс, где дети занимаются практическими задачами, проводят маркетинговые исследования, встречаясь с реальным сектором экономики, разрабатывают свои бизнес-планы и создают проекты. Каждый из ребят, работая над своим проектом, точно получит знания о выборе целевой аудитории, рисках и возможностях, ресурсах и мерах поддержки, но главное – каждый из учеников научится распределять свой семейный бюджет, работать с кредитными ставками и осознанно относиться к коммунальным расходам, получит знания в области инвестиций, а это базовые знания для взрослой жизни. Для нас этот класс является особым местом, где дети могут экспериментировать, реализовывать свои идеи и учиться на своих ошибках.
Метапредметная среда также способствует получению нового опыта. Создание общих проектов с учениками из других предпрофессиональных и общеобразовательных классов способствует формированию интереса к разным областям. Воспитательная среда в школе должна способствовать созданию той обстановки, которая будет помогать развитию предпринимательских навыков учащихся, и речь сейчас не только о предпринимательских классах, это базовые скилы, которые пригодятся каждому за рамками школьной жизни. Именно поэтому мы создаем в школе такие условия, которые будут стимулировать и поддерживать предпринимательскую активность учеников. Это, например, организация выставок, ярмарок или конкурсы, где учащиеся смогут продемонстрировать свои бизнес-проекты или продукты, митапы и питчинг-сессии с действующими предпринимателями.
Также важно отметить роль педагогов в формировании воспитательной среды, поддерживающей предпринимательство. Учителя, работающие с предпринимательскими классами, играют важную роль в стимулировании интереса к предпринимательским знаниям и навыкам. Они не только передают учебный материал, но и помогают учащимся развивать критическое мышление, эмоциональный интеллект и способность видеть возможности там, где другие их не замечают. Это поощряет истинное предпринимательское мышление, основанное на творчестве, инновациях и решении сложных проблем. Кроме того, воспитательная среда в школе должна способствовать развитию лидерства и самостоятельности учащихся. Предпринимательские классы создают возможность для учащихся принимать решения, руководить группой и вести коммуникацию с реальными предпринимателями. Это помогает развивать уверенность в своих силах, а также учиться работать в команде и преодолевать препятствия.
Сегодня столица дает много ресурсов и возможностей детям, и задача школы – упаковать этот реестр предложений так, чтобы каждый ребенок смог собрать их как конструктор, а для этого мы прежде всего работаем над осознанием и повышением ценности знаний. Задача – научить учиться, ведь во взрослой жизни этот навык – залог карьерного и личностного роста.
Анастасия КОВАЛЕВА, куратор городского проекта «Предпринимательский класс в московской школе» школы №2087 «Открытие»
Комментарии