Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провел рабочую встречу с президентом, председателем правления ПАО «Сбербанк» Германом Грефом и руководителями дополнительных образовательных программ. В центре обсуждения оказались развитие программ по предпринимательству в школах, формирование практических навыков в сферах информатизации и цифровизации и привлечение подростков на практику в ведущие российские компании, где бы они получили возможность работать с наставниками над конкретными продуктами.
В начале февраля в рамках рабочей поездки в Череповец Владимир Путин посетил химико-технологический колледж, где встретился с представителями общественности. На встрече обсудили вопросы подготовки кадров для экономики и социальной сферы, в частности модернизацию системы среднего профессионального и высшего образования, развитие талантов у детей, поддержку педагогов, популяризацию науки и другие актуальные темы.
Вопросы президенту задавали не только преподаватели, но и студенты. Одним из них был Олег Голиков, третьекурсник факультета бизнеса «Капитаны» Плехановского университета. В двадцать лет он активно занимается образованием детей и является организатором бизнес-интенсивов для школьников и наставником конкурса «Мой первый бизнес», проводимого на платформе «Россия – страна возможностей». Помимо этого Олег соорганизатор сети предпринимательских курсов для школьников «Школа дела».
В ходе общения с главой государства молодой человек отметил, что на официальном сайте курсов зарегистрировано уже более 400 уникальных проектов. Одним из важных факторов прогресса Голиков назвал желание школьников быть полноценными участниками процесса развития общества.
– Мы понимаем, что если хотим расширять эту область предприимчивости среди молодежи, то необходимо некое содействие Министерства просвещения. В первую очередь нужна помощь в формировании понимания дальнейшего распространения и внедрения в школьную систему таких внеклассных кружков. Нужно разработать схему дальнейшего развития, – отметил Олег Голиков, рассказывая Владимиру Путину о проекте.
Президент поддержал инициативу и передал слово Сергею Кравцову. Министр просвещения обещал проанализировать уже существующий опыт подобных проектов и встретиться с молодым человеком лично для обсуждения дальнейшего продвижения.
Спустя месяц обещанная встреча состоялась. Она была посвящена вопросам обучения школьников основам предпринимательства. В обсуждении также приняли участие президент, председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф и лидер рабочей группы Национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.
Участники дискуссии отметили, что детям необходимо всестороннее развитие: чем больше навыков они освоят в школьные годы, тем шире спектр профессиональных направлений, из которых можно будет выбрать близкое душе. Эта цель должна стать основной и для общего, и для дополнительного образования.
– Министерство просвещения стремится к тому, чтобы за время учебы школьники получили необходимые знания и навыки, которые позволят им более точно ориентироваться в современном мире, быть востребованными специалистами, обладать широким кругозором для общения с партнерами, уметь адаптироваться к меняющимся условиям и предотвращать риски. Этому также будут способствовать уроки по развитию предпринимательских навыков и участие в разработке конкретных проектов под руководством наставников, – отметил глава ведомства.
Дмитрий Земцов представил инициативу Кружкового движения. Ее задача – показать школьным педагогам, как интегрировать проектную деятельность в общеобразовательный курс и развивать у школьников навыки предпринимательства и инновационного мышления, которые пригодятся в жизни.
Кружковое движение появилось в 2017 году, чтобы поддерживать и развивать организации дополнительного образования в технической сфере, работающие в логике Национальной технологической инициативы и Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной указом президента. Организаторы движения регулярно проводят олимпиады, выставки, конференции, форумы и конкурсы, в рамках которых ребята знакомятся друг с другом, находят единомышленников и совершенствуют навыки. Проекты, которые школьники разрабатывают, не остаются только в формате разработок. Школьникам помогают внедрить и коммерциализировать их идеи.
– Мы поддерживаем инициативы, направленные на подобную профориентацию школьников. Важно, что не только учителя нацелены на всестороннее обучение детей, но и сами подростки говорят о том, что им интересно было бы узнать, чему научиться, готовы поддерживать друг друга и взаимно обучать, – подчеркнул Сергей Кравцов.
Олег Голиков в свою очередь подробно рассказал о планах развития Школы дела. Проект реализуется также с 2017 года благотворительным фондом поддержки образовательных программ «Капитаны», РЭУ имени Г.В.Плеханова и фондом «Детское географическое общество». Он нацелен на развитие предпринимательских способностей у школьников 8‑11‑х классов и уже реализуется в 19 регионах России. Занятия в рамках проекта ведут молодые специалисты, прошедшие специальный курс подготовки, большая часть из них – студенты РЭУ имени Г.В.Плеханова. Встречи с ребятами проходят два раза в неделю на территории школ.
– Сейчас во всех школах есть обязательная проектная деятельность, но ответственность за нее ложится на учителей. Учителя, во-первых, не всегда обладают возможностью повысить квалификацию в этом вопросе, а во-вторых, у них очень много других задач. Мы помогаем – берем нагрузку на себя, но в качестве дополнительного образования, – рассказал Олег Голиков.
Создатели проекта не пытаются нарушить привычную образовательную схему и организуют систему кружков. Для того чтобы проект был эффективным и доступным для ребят по всей стране, необходимо создать электронную платформу и выстроить единую систему работы.
Германа Грефа в первую очередь заинтересовало наличие предпринимательского опыта у студентов, ведущих занятия, и идей по дальнейшему развитию проекта. По его мнению, только практики дадут детям действительно полезные знания – теорию они смогут прочесть в учебнике или найти в Интернете.
– Нельзя дать больше, чем ты имеешь. Если вы не предприниматель, то не сможете научить детей тому, что не умеете сами. Очень важно, чтобы с ними работали профессионалы с опытом, – поделился наблюдениями Герман Греф.
Студент-третьекурсник априори не обладает тем багажом знаний, что есть у человека, который несколько лет работал по профессии и успел изучить подводные камни собственного ремесла. Но он может стать инициатором и организатором работы. Именно это поможет заинтересовать ребят и приведет их к успеху. Герман Греф отметил, что у него есть идея для развития «Школы дела», и предложил Олегу Голикову пройти стажировку в Сбербанке для получения практического опыта в реализации проектов по предпринимательству.
Герман Греф кже заявил, что совместными усилиями можно добиться большего. Если коммерческие организации будут делиться с государственными структурами опытом, то и достижение целей не заставит себя ждать.
– Сбербанк готов передать в министерство методические разработки и продукты по развитию навыков XXI века, предпринимательских компетенций и финансовой грамотности, созданные благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и используемые при реализации программ фонда в российских школах и центрах дополнительного образования, – пообещал Герман Греф.
Подводя итоги встречи с главой Сбербанка, предшествовавшей общению с Олегом Голиковым, министр просвещения рассказал, что это было очень продуктивное обсуждение острых проблем в сфере образования. Однако отметил, что за один раз не получится договориться обо всем, и анонсировал создание на базе Министерства просвещения координационного совета по вопросам развития образования:
– Что и в каком объеме преподавать школьникам, обсудим на координационном совете, который будет создан при Министерстве просвещения. Войти в него в качестве эксперта я пригласил Германа Грефа, чтобы он поделился наработками банка в сфере развития навыков предпринимательства у молодых людей.
Уже намечены конкретные шаги для реализации планов. Некоторые из них связаны с цифровизацией и информатизацией учебного процесса. Информационные технологии, по мнению Сергея Кравцова, могут повысить мотивацию к обучению и помочь ребенку и учителю. Изменения должны коснуться и подготовки педагогов – она должна соответствовать требованиям общества. Это повлечет за собой реформу системы мотивации и управления в высших учебных заведениях. Эта ступень образования наименее эффективна.
Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Кравцов подчеркнул, что о создании отдельного предмета, связанного с предпринимательством, речи не идет – нововведения в школьную программу требуют уменьшения часов на уже существующие дисциплины. Но даже если речь идет о дополнительном образовании в виде кружков и клубов по интересам, смогут ли дети, перегруженные подготовкой к экзаменам, ВПР и тестам, найти время на увлечение предпринимательством? Этот вопрос остался открытым.
Комментарии