Современный колледж – это передовая площадка, отражающая вызовы времени. Так, помимо студентов по программам СПО в колледжах России свыше двух миллионов человек проходят подготовку по программам профобучения и дополнительного профобразования, реализуются образовательные программы для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также для лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции.
Дмитрий Глушко, первый заместитель министра просвещения РФ
Векторы развития современных отраслей экономики сводятся все в единой точке – предпринимательство, которое является основополагающей компетенцией независимо от получаемой профессии. Предпринимательство относится к так называемым мягким навыкам (soft skills) и считается надпрофессиональной компетенцией.
Целевое обучение навыкам предпринимательства (в том числе посредством участия в чемпионатах предпринимательских идей) является условием для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, что является ключевой задачей становления профессионала на рынке труда.
Современный сотрудник – это человек, который хочет реализовать себя в обществе и может быть эффективным лидером как по отношению к другим – вести за собой, так и по отношению к себе – вести себя и управлять своей эффективностью.
Изучая более подробно тему лидерства, мы узнаем, что вместо высокого уровня IQ настоящие лидеры обладают высоким уровнем EQ – эмоциональным интеллектом. Эти люди могут не уметь выполнять работу исполнителя, но умеют делегировать, брать ответственность за результат и принимать решения. Разумеется, они должны быть профессионалами в своей области, но без должных мягких навыков это не приведет к масштабированию их успеха.
Качество полученной в колледже или школе компетенции «Предпринимательство» можно измерить, например, с помощью баллов и рейтингов международного движения WorldSkills.
По этой компетенции наши студенты впервые приняли участие в IV Открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia в 2015 году. С 2016 года студенты ФК №35 практически не сходят с пьедестала в компетенции «Предпринимательство». Так, в юбилейном, Х Открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia студенты колледжа в основной возрастной категории получили «серебро» (Маргарита Аленичева и Виктория Вострикова), а в категории юниоры – «золото» (Илья Гайнанов и Ринат Васильев), разделив его с учениками школы-партнера (Игорь Клочков и Семен Пересторонин из школы №1173).
Подготовкой ребят к чемпионату занималась команда преподавателей профессиональных дисциплин и модулей колледжа, в состав которой кроме нас вошли Ирина Бодягина и Ирина Матвеева. При подготовке школьников и студентов к соревнованиям мы уделяли особое внимание:
– развитию и использованию лидерских качеств ребят (в настоящее время ребята продолжают вести предпринимательскую деятельность в области своих стартапов);
– грамотному распоряжению своим временем (тренинги по тайм-менеджменту);
– чувству уверенности в себе в рабочих ситуациях с людьми выше по рангу (ребята вели деловую переписку, переговоры, заключали договоры с коммерческими организациями);
– развитию эмоционального интеллекта, умению слышать и слушать других (тренинги по управлению эмоциями и выстраиванию эффективных коммуникаций);
– возможности справляться с неоднозначными ситуациями и управлять конфликтами (стресс-кейсы);
– умению договариваться, учитывая различные сложные условия для достижения поставленных целей (ребята писали скрипты продаж);
– распределению задач в команде, принятию решения в условиях неопределенности и многому другому.
Помимо подготовки команд к чемпионатам WorldSkills колледж осуществляет качественную массовую подготовку выпускников к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.
Важно поддерживать принцип когнитивности в образовательном процессе: на каждой из дисциплин первого курса преподаватели предлагают примерить полученный навык или знание в области компетенции «Предпринимательство». На математике – рассчитать приведенные денежные потоки или прибыль, на информатике – создать деловую презентацию или запрограммировать web-страницу, на уроках русского языка – составить деловое письмо.
В программе 2‑го курса появляются общепрофессиональные дисциплины: «Экономика организации», «Финансы», «Денежное обращение и кредит», «Статистика», «Налоги и налогообложение», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Студенты к концу 2‑го курса, освоив основную часть общепрофессиональных дисциплин, уже обладают всеми знаниями и навыками, необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности. На 3‑м курсе осваиваемые ими компетенции приобретают профессиональный ракурс согласно выбранной специальности. В структуру наших основных профессиональных образовательных программ включена дисциплина «Бизнес-планирование», в процессе освоения которой студенты имеют возможность систематизировать полученные ранее компетенции в области предпринимательства. Чтобы привить студентам понимание взаимосвязи предпринимательства, карьерного и личностного роста, самозанятости и обеспеченности, в колледже визуализированы идеи и цели предпринимательской деятельности и карьерного роста. Так, например, в холле 2‑го этажа расположены книжные полки в виде букв, составляющих слово career, на которых в свободном доступе находится литература, связанная с предпринимательской деятельностью, и QR-коды, по которым можно перейти на качественные электронные ресурсы о предпринимательстве. И, безусловно, хорошим дополнением для нашего образовательного пространства служит психологический климат доброжелательности, деловой сосредоточенности и профессионализма: любой студент может получить у преподавателя профессиональную консультацию на тему создания или развития бизнеса.
Но реализацию принципов когнитивности мы начинаем даже не с нашими студентами, а со школьниками Москвы, для которых проводим уроки технологии в колледже в рамках городского проекта. В программе уроков для школьников содержатся два модуля: «Технология создания бизнес-проекта» и «Web-технология». Или в рамках программ дополнительного образования ведем подготовку к чемпионатному движению по стандартам WorldSkills для юниоров.
Говорят, успешными бизнесменами становится меньше 2% людей, но в стенах нашего колледжа мы будем продолжать создавать, развивать и совершенствовать предпринимательские навыки, способности и компетенции наших студентов, молодежи и населения Москвы в целом.
Лилия МИКОША, Татьяна ЯМОВА,
преподаватели финансового колледжа №35, эксперты WSR с правом проведения региональных чемпионатов и демонстрационных экзаменов в Москве по компетенции «Предпринимательство»
Комментарии