search
main
0

Предпосылки есть. Инновационная инфраструктура выстраивается не на ровном месте

И общество, и экономика развиваются тогда, когда уровень образованности населения высок, тогда, когда создана эффективная образовательная и научная инфраструктура. Ведущими ресурсами развития выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии. Одним из важнейших факторов в этом контексте становится образование, опосредованно влияющее на экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества.

Людмила СТРЕЛЬНИЦКАЯ,начальник экспертно-аналитического отдела Академии социального управления

В последнее время большое внимание уделяется развитию инноваций в сфере образования. Тенденции инновационного развития обусловливают новые требования к системе образования, которые четко обозначены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Начиная с 2006 года система образования страны развивается в контексте приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования. Они сыграли значительную роль в положительных изменениях в сфере образования и дали толчок новому этапу его развития. Уже к концу реализации проектов наметились положительные изменения как внутри региональных, так и внутри муниципальных систем образования.

«Наша новая школа» стала продолжением нацпроекта и механизмом управления инновационными процессами в системе образования в среднесрочной перспективе. Комплексный анализ ситуации, сложившейся в системе образования Московской области в результате реализации ПНПО, позволяет зафиксировать наличие задела для успешной реализации обозначенных в новой инициативе направлений развития системы образования, в частности: реализация компетентностного подхода, новые формы оценивания достижений школьников в форме портфолио, профильное обучение, создание индивидуальных образовательных траекторий, информатизация образовательного пространства, развиваются дистанционные формы обучения. Наметились значительные изменения в сфере управления в части внедрения новых моделей финансирования и управления образовательными учреждениями, совершенствования проектного менеджмента в качестве средства повышения эффективности управления.

Постепенно образование переходит из закрытой системы, работающей в режиме функционирования и воспроизводства, в качественно новое состояние – гибкую, открытую, находящуюся в режиме инновационного развития и самоорганизации, развиваются социальное партнерство, государственно-общественный подход в управлении.

Конкурсы в рамках ПНПО позволили выявить лидеров инновационной деятельности в системе образования области, разработать и внедрить новые модели стимулирования деятельности инновационных школ как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Сложилась сеть инновационных образовательных учреждений. Созданы банк данных лучших практик, база информационных карт инновационного опыта в сети «Интернет». Участие в конкурсах побудило образовательные учреждения ввести и использовать дополнительные ресурсы для работы в инновационном режиме: материально-технические; управленческие; программно-методические.

Участие в конкурсах ПНПО И КПМО позволило накопить определенный опыт создания и внедрения инноваций во все сферы образовательной системы Московской области.

В регионе постепенно приобретает системный характер работа по распространению (диссеминация) инновационного опыта. Активность образовательных учреждений в распространении инновационного опыта растет год от года, что подтверждается данными мониторинга. На региональном и муниципальном уровнях сложились эффективные модели сопровождения этой работы.

Для сохранения и дальнейшего развития инновационного потенциала школ-лидеров в региональной системе образования, на наш взгляд, необходимы поиск новых форм управления инновационной деятельностью, дальнейшее формирование ее инфраструктуры.

Развитие инфраструктуры инновационной деятельности предполагает создание условий для появления в общем конкурентном поле новых образовательных, управленческих, финансово-экономических и иных технологий, связанных с образованием как целостным социальным институтом; создание в образовании сети пилотных проектов, позволяющих трактовать образование не только как передачу старого знания, но и как возникновение и использование нового. Многое зависит от наличия нормативной базы, что позволит снять многие административные барьеры и создать благоприятный «инновационный климат» системы образования области.

Инфраструктура инновационной деятельности – это совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. Применительно к системе образования в качестве юридических лиц, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение реализации инновационной деятельности, выступают Министерство образования Московской области, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения различного типа. Организационно-методическое, информационное, консультационное обслуживание инновационной деятельности обеспечивают региональные учебно-научные центры при вузах, учреждения повышения квалификации, методические центры.

Нормативная база, касающаяся инновационной деятельности в образовании, разработана еще недостаточно как на федеральном уровне, так и на региональном. В Московской области инновационная деятельность в образовании регулируется Законом «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области» № 75/2006-ОЗ, принятым в 2006 году. Закон направлен на регулирование деятельности органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. В нем представлены перечень основных понятий, цели и принципы деятельности органов государственной власти Московской области в научной, научно-технической и инновационной сферах; перечень форм деятельности органов государственной власти. Цели, принципы и формы деятельности, прописанные в законе, только обозначают общие направления управления инновационной деятельностью. Они скорее регулируют осуществление инновационной деятельности в промышленной и научной сферах, чем в системе образования. Для осуществления инновационной деятельности в сфере образования необходима дальнейшая конкретизация нормативных положений, отражающих специфику системы образования области.

Практика показывает, что существует множество неурегулированных вопросов. Многие образовательные учреждения активно вводят новые элементы в свою деятельность, сталкиваясь с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и отсутствием механизмов управления инновациями. Как уже было отмечено выше, на управленческом уровне необходимо направить усилия на снятие административных барьеров и установление стимулов инновационной активности, проведение переоценки нормативной правовой базы с точки зрения ее соответствия задачам модернизации.

Тем не менее процесс формирования инфраструктуры инновационной деятельности в региональной системе образования продолжается на основе того опыта, который был получен в рамках участия в проектах ПНПО И РКПМО, включающего материальные, организационные и кадровые ресурсы.

Так, в части разработки нормативной базы, касающейся инновационного развития системы образования Московской области, Академия социального управления разработала перечень проектов нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, обеспечивающих создание и сопровождение тематических инновационных сетей образовательных учреждений Подмосковья.

В направлениях, обозначенных в ННШ, особый акцент делается на развитие практики сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленных на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку, использование потенциала инновационных образовательных учреждений.

Считается, что сетевое взаимодействие – один из наиболее перспективных способов деятельности различных организаций по совместному использованию и созданию ресурсов (информационных, образовательных, материальных). В Московской области уже создана некоммерческая общественная организация регионального масштаба, деятельность которой направлена на содействие инновационному развитию системы образования. Это ассоциация «Лидеры образования Подмосковья». Она объединяет более 60 лучших образовательных учреждений из 29 районов Московской области, активно реализующих инновационные образовательные программы. Ассоциация находится в начале своего пути. Однако на ее счету уже более 30 проведенных семинаров по актуальным вопросам образования, обобщения и распространения инновационного опыта; участие в экспертизе программ развития, конкурсных мероприятиях по отбору лучших учителей и образовательных учреждений. У ассоциации есть все возможности для реализации поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» задач, особенно в аспекте развития практики сетевого взаимодействия, которое, как показывает опыт, стало очевидной необходимостью. Отмечается, что преимущества кооперации в образовании неоспоримы. Она в значительной мере расширяет довольно ограниченные возможности отдельных педагогов и образовательных учреждений, позволяет создавать и реализовывать сложнейшие проекты и программы.

Формирование инновационной инфраструктуры в Московской области должно стать одной из ведущих задач реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Московской области. Для этого есть необходимые предпосылки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте