search
main
0

Предотвратить ксенофобию и национальный экстремизм в образовательной среде

В Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся межведомственный городской круглый стол «Технологии профилактики ксенофобии и национального экстремизма в образовательной среде», подготовленный Межведомственным ресурсным центром мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ, кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ во взаимодействии с отделом дополнительного образования детей Департамента образования.

В работе круглого стола приняли участие первый заместитель руководителя Департамента образования Вениамин Каганов, руководитель Департамента региональной безопасности Алексей Майоров, начальник отдела дополнительного образования детей МДО Ольга Глазкова, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович, ректор МГППУ доктор психологических наук, профессор, академик РАО Виталий Рубцов, проректор МГППУ по учебно-методическому объединению доктор психологических наук, профессор Юрий Забродин, проректор МГППУ по комплексной безопасности образовательной среды, руководитель Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ, доктор политических наук Анатолий Кирсанов, руководители образовательных учреждений Москвы, педагоги-психологи, социальные педагоги; представители Управления ФСБ России по городу Москве и Московской области, Главного управления МВД России по городу Москве, руководители подразделений по делам несовершеннолетних УВД по административным округам, сотрудники Московского дома национальностей, представители муниципалитетов внутригородских муниципальных образований. Открывая работу круглого стола, Вениамин Каганов подчеркнул актуальность и значимость проблемы, по его мнению, сегодняшнее время стремительно ставит новые вызовы перед современным обществом, один из этих вызовов – состояние современных межнациональных отношений. Вениамин Шаевич обратил особое внимание на то, что задача собравшихся предотвратить ситуации, когда школьники эмоционально, без учета существующего в обществе рационального подхода пытаются строить отношения в многонациональном коллективе класса и школы, что профилактику негативных процессов в этом вопросе можно проводить только под руководством опытных наставников, досконально овладевших новейшими технологиями профилактики ксенофобии и национального экстремизма, основанными на межведомственном взаимодействии. В процессе работы круглого стола были обсуждены основные подходы к профилактике ксенофобии и национального экстремизма среди обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях Москвы: технологии, формы и методы; опыт взаимодействия органов и учреждений районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации сетевого проекта развития межкультурного и межнационального диалога; подготовки кадров в области профилактики национального экстремизма, ксенофобии и формирования культуры мира.Одним из самых интересных было выступление заведующего кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ Олега Хухлаева «Оптимизация межкультурного взаимодействия как стратегическое условие противодействия ксенофобии и этнокультурному экстремизму в образовательной среде». Базируясь на исследовании взаимосвязи между маркерами рисков межнациональной конфликтности (по результатам исследований московских школьников), он проанализировал три социальных типа современных школьников – «неопределившихся», «патриотов» (преобладает позитивное отношение к своему народу) и «националистов» (преобладает неприязнь к другим национальностям). По мнению выступающего, ключевая задача профилактики ксенофобии и экстремизма в образовании – помочь «неопределившимся» определиться в «правильную» сторону. Этому, подчеркнул Хухлаев, в значительной степени может способствовать оптимизация межкультурного взаимодействия, то есть «построение образовательной деятельности таким образом, чтобы она обеспечивала реальное позитивное взаимодействие между детьми из разных культур, между учащимися мигрантами и представителями принимающего общества».Интересный, достойный внедрения и тиражирования опыт работы взаимодействия среднего образовательного учреждения с местными органами власти и другими заинтересованными ведомствами, участвующими в профилактике ксенофобии и национального экстремизма в районе Ново-Переделкино в рамках сетевого проекта по развитию межкультурного и межнационального диалога «Найдем общий язык», был представлен руководителем муниципалитета внутригородского муниципального образования Ново-Переделкино К.Сташеком и руководителем ЦМПСС «Ново-Переделкино» О.Сафоновой. Выступающие отметили, что в системе образования Москвы разработано значительное количество технологий оптимизации межкультурного взаимодействия, внедряется инклюзивный подход, активизируется использование информационных технологий. Исходя из этого возникает вопрос массовой трансляции знаний, умений и навыков, связанных с профилактикой ксенофобии и экстремизма. Одно из основных направлений его решения лежит в рамках системы непрерывного профессионального образования Департамента образования через программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Например, в МГППУ реализуют курс повышения квалификации «Профилактика ксенофобии и экстремизма в молодежной среде» и программу профессиональной переподготовки «Психология межкультурной коммуникации в сфере образования». Важным направлением повышения компетентности педагогов в области профилактики ксенофобии, по мнению участников круглого стола, может стать создание стажировочных площадок для распространения лучших практик, разработанных в том числе в рамках экспериментально-инновационной деятельности.Участники межведомственного городского круглого стола поддержали основные направления комплексной деятельности Департамента образования по профилактике ксенофобии и национального экстремизма среди учащейся молодежи, отметив актуальность и высокую практическую значимость данной работы, а также идею проведения Межведомственным ресурсным центром мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ социально-психологического мониторинга, предполагающего систематическую диагностику состояния межэтнических отношений и этнической идентичности, разработку рекомендаций, направленных на расширение знаний субъектов образовательной среды в области межкультурной и межэтнической компетентности.Участники круглого стола выразили уверенность в том, что реализация предложенных рекомендаций, а также высказанные в ходе дискуссии предложения послужат повышению качества и эффективности работы по воспитанию у обучающихся в образовательных учреждениях толерантности и межнационального взаимоуважения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте