В период модернизации российского образования большое значение приобретает экологическое образование и воспитание. И хотя в новых ФГОС для основной школы не выделен отдельный курс предмета «Экология», а для старшей школы этот вопрос активно обсуждается, содержание принятых стандартов в значительной степени насыщено экологическими знаниями, умениями и навыками.
Особый интерес к экологическому образованию в нашей стране появился в 90-е годы прошлого столетия, когда в документах ЮНЕСКО и Программе ООН по охране окружающей среды экологическое образование было выдвинуто в число основных средств гармонизации взаимоотношений человека и природы (1972 г.), а в 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Повестка дня на XXI век, системно представившая идеи устойчивого развития. В это время в нашей стране случился настоящий экологический бум – повысился интерес к экологической тематике, началась подготовка педагогов-экологов, было принято решение о введении курса экологии в школе. Обучение экологии в школе начиналось по УМК Н.Черновой, Н.Мамедова. Но в конце 1990-х ситуация в России стала меняться: Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов преобразовали в Госкомитет по экологии, затем его ликвидировали, а курс экологии убрали из федерального учебного плана. Лишь благодаря неимоверным усилиям академика Геннадия Ягодина в последнее время в Москве был введен курс «Экология Москвы и устойчивое развитие».В 2010 году, когда страна задыхалась от дыма пожаров, а Москва оказалась в смоге горящих торфяников, опять вспомнили о проблемах экологии. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил Правительству России ввести обязательный учебный курс по предмету «Экология» в рамках школьного образования: «Я согласен, что бороться нужно с экологической безграмотностью и безразличием. Если экология не станет одним из курсов, которые преподаются в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет». По сей день ученые-экологи, педагоги, разработчики новых ФГОС, чиновники от образования ведут бурные дебаты по проектированию современного экологического образования, но кардинальных решений пока не принято.Необходимо отметить, что учебный предмет «Экология» в период перехода на новую парадигму образования приобретает совершенно иные функции. Если в формате знаниевой парадигмы предмет «Экология» фактически представлял собой сумму знаний из других учебных областей и вызывал справедливые нарекания педагогов, методистов и родителей о дублировании материала и перегрузке учащихся, то в формате новой деятельностной парадигмы этот предмет выглядит иначе и способен решать сложные задачи, поставленные перед современным образованием ФГОС нового поколения.Ученые ИСМО РАО А.Захлебный, Е.Дзятковская, Ю.Либеров разработали концепцию развивающего экологического образования, которая дает возможность педагогам лучше понять прогрессивный характер новых ФГОС, показывает пути перехода к образованию на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подхода. Благодаря усилиям ученых РАО материалы ФГОС второго поколения стали более понятны и доступны педагогам-практикам, ученые-экологи сегодня ближе всех подошли к реализации основных положений новых госстандартов, понимания принципов деятельностного обучения, получения метапредметных результатов. Именно экологическое образование в силу своей высокой интеграции с другими учебными дисциплинами, значимостью и актуальностью в современном мире предоставляет возможность достижения не только и не столько предметных, сколько метапредметных и личностных результатов в обучении, что значительно сложнее сделать в рамках других учебных предметов.Школьное экологическое образование сегодня должно быть направлено на воспитание деловых людей, обладающих универсальными умениями и опытом, способных учиться и сотрудничать, проектировать экологически безопасную деятельность и работать на результат, эффективно справляться с жизненными экологическими проблемами, психическими нагрузками и объемами информации. Предмет «Экология» в современной школе должен работать не только на приобретение глубоких экологических знаний, но и на формирование экологического и ресурсосберегающего стиля мышления, развитие умений проектировать свою деятельность в окружающем мире как экологически безопасную.При построении экологического образования в школе ученые и педагоги выделяют два подхода: один предполагает экологизацию различных учебных предметов (химии, биологии, географии), другой – введение отдельного курса экологии, который бы включал содержание основ общей экологии, формировал экологический принцип мышления и обобщал знания, полученные на других предметах.Модель экологизации учебных предметов разрабатывали еще в Советском Союзе с 70-х годов прошлого столетия, неоднократно также предпринимали и попытки ее внедрения. Но, казалось бы, перспективная и очень красивая модель такого образования до сих пор остается лишь моделью, попытки ее реализации заканчиваются, сходя на нет и не давая значительных результатов в обучении. Причина неудач – низкий уровень экологической подготовки учителей-предметников, неумение пересмотреть содержание своего предмета с позиций экологической науки, отсутствие навыков моделирования экологических последствий, возникающих в результате деятельности человека, проектирования этой деятельности как ресурсосберегающей и экологически безопасной. Поэтому экологизация учебных предметов обычно сводится к дополнению учебного материала примерами ситуаций экологических последствий деятельности человека, причем чаще всего рассматривают уже свершившиеся аварии или факты загрязнения окружающей среды, примеры природоохранной и рациональной деятельности человека в социоприродной среде. Нельзя сказать, что такой подход к экологическому образованию и воспитанию полностью бесполезен, но и строить экологическое образование только на экологизации учебных предметов тоже нельзя. Истина, как всегда, лежит посередине.Сегодняшней школе необходим отдельный курс экологии, скоординированный и поддерживаемый другими учебными предметами, при этом и экологизация может занять достойное место в образовании, особенно если интеграция экологии будет затрагивать не только естественно-научный цикл учебных предметов, но и такие предметы, как литература, математика, история, право, изо, музыка. Нельзя ограничиваться только получением экологических знаний, экологическое образование нужно строить, основываясь на эмоционально-чувственной сфере человека, на формировании правовой грамотности современного школьника, умениях рассматривать свои потребности с позиции принципов устойчивого развития общества. Для проектирования экологического образования в школе необходимо также использовать ресурсы внеурочной деятельности, что позволит не только изучать предмет «Экология», но и принимать участие в международных и российских природоохранных акциях. Такие формы работы, как известно, повышают уровень экологической грамотности, способствуют активной социализации школьников.В Москве в рамках часов, отведенных на региональный компонент, в 2000 году введен учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие», предназначенный для учащихся 10-11-х классов (на базовом уровне – 34 часа, а на профильном – 68 часов). Это межпредметный курс, преподавание которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности.Несмотря на то что этот курс достаточно успешно работает как в образовательных учреждениях Юго-Западного округа, так и по всей Москве, экологическое образование не ограничивается только курсом «Экология Москвы и устойчивое развитие», ведь этот небольшой по объему курс не может вместить все необходимые разделы экологического образования, особенно такие, как, например, ресурсосбережение, сохранение и укрепление здоровья школьника. При переходе на новые стандарты большое внимание будет уделено и содержанию внеурочной деятельности. Тематика этих занятий должна быть направлена на развитие и закрепление УУД, применяемых на уроках, и не должна противоречить друг другу или дублировать программы учебных предметов. Впервые перед урочной и внеурочной деятельностью ставят единые задачи, и это единство целеполагания позволяет систему школьного образования сделать более направленной и эффективной. Особенно важна роль внеурочной деятельности в организации экологического образования и воспитания. В образовательных учреждениях Юго-Западного округа есть большой опыт такой работы. Педагоги-экологи за счет внеурочной деятельности в значительной степени не только расширили содержание экологического образования и возраст обучающихся, но и увеличили многообразие форм и методов работы, вовлекли родительскую общественность в экологическую деятельность, наладили социально-педагогическое партнерство с органами местного самоуправления и общественными организациями, организовали работу с мотивированными детьми. Примеры такой работы: В 2010-2011 учебном году по итогам школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по экологии получили звание призеров и победителей 489 школьников, в окружном туре приняли участие 217 школьников, из них 38 оказались призерами и победителями (17,5%), в городском туре приняли участие 22 человека, из них 9 стали призерами и победителями (41%). В международном конкурсе «Ярмарка идей на Юго-Западе» доля школьных проектов экологического содержания ежегодно превышает 30% от общего количества проектов. За последнее время более 30% школьников старших классов и их педагогов приняли участие в работе обучающих семинаров, проводимых на базе учебного центра по энергосбережению ОАО «Мосэнергосбыт». В округе проводятся экологические конференции для учащихся и педагогов: Всероссийская конференция по туризму (ОУ №2006), окружная научно-практическая конференция на тему «Экологическое образование как направление духовно-нравственного развития и воспитания федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС)» (ОУ №1104), окружная конференция «О Земле с тревогой и надеждой» (ОУ №1163), окружная научно-практическая конференция «Экологическая культура – вчера, сегодня, завтра» (ОУ №1103). Интересны экологические фестивали «Спасем окружающий нас мир» (ОУ №126) – фото №1,2, «Родная Земля», «Мир в семье, семья в мире» (ОУ №1161). Ежегодно в ОУ Юго-Западного округа проводятся такие экономические акции, как «День Земли», «Час Земли», «Подкорми птиц». В 2010-2011 учебном году представители образовательных учреждений ЮЗАО с успехом представили результаты своей работы в Московском городском форуме проектных инициатив.Но надо отметить, что, несмотря на высокие результаты экологического образования и воспитания в округе, вся эта многообразная деятельность строится на личной инициативе отдельных педагогов, не имеет точной структуры по содержанию и формам работы и, следовательно, не одинакова в различных образовательных учреждениях. Поэтому необходимо изучать и обобщать опыт работы лучших образовательных учреждений и на его основе проектировать современное экологическое образование, включая инновационные разработки, апробированные в этих образовательных учреждениях.В.АЛЕКСАНДРОВА, методист по экологии;И.ШАПОШНИКОВА, зав. лабораторией естественно-научного цикла ОМЦ ЮЗОУО
Комментарии