Цели: После изучения темы учащиеся должны: быть знакомы с международными документами, касающимися защиты прав детей; знать основные понятия Конвенции о правах ребенка; реально представлять проблемы детей, которые нуждаются в помощи. Основные понятия: права ребенка, Конвенция о правах ребенка.
Оборудование урока
1. Кластер к слову «ребенок», «семья» (на отдельных альбомных листах).
2. Рисунки – выставка на тему «Права ребенка».
3. Рисунок – схема «Чаша конфликтов».
План урока
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Права ребенка – обязанности взрослых.
Ход урока
Класс разделен на 5 групп (по 5 человек).
Кластер, рисунки прикреплены на доску.
Урок начинается с беседы:
Кого мы считаем ребенком?
Чем ребенок отличается от взрослого?
Какие существуют права у человека?
Должны ли быть какие-то специальные права у ребенка?
Какие вы можете выделить?
Учитель по ходу ответов обращает внимание на кластер «Ребенок и семья».
Сообщает информацию о Конвенции о правах ребенка (дата принятия, характеристика конвенции как международного документа), а затем предлагает познакомиться с основными положениями конвенции в учебнике (К.Поливанова, Б.Хасан), стр. 110-112. Комментированное чтение. Перед чтением вопрос учащимся, который заранее написан на доске: «Почему права детей – предмет государственных законов и международных договоренностей?»
В итоге учащиеся приходят к выводу: права ребенка являются необыкновенно важным аспектом деятельности любого общества и государства, поскольку, во-первых, благополучие детей – гарантия будущего любого человеческого общества, во-вторых, дети самостоятельно не могут обеспечить гарантии своего благополучия.
После разбора информации каждая группа получает рисунки по теме «Права ребенка» – 3-4 рисунка на каждую группу. Задание: определить, о каком праве идет речь, придумать название рисунку. Слово дается представителю от каждой группы. Учащиеся приходят к выводу: права ребенка – предмет государственной и международной деятельности. Права предоставляются ребенку, а гарантии этих прав – обязанности государства.
В качестве закрепления – беседа:
Перечислите основные права ребенка, которые зафиксированы в международных документах?
Кто пользуется этими правами?
Объясните, как вы понимаете слова «Благополучие детей – гарантия будущего любого человеческого общества»?
Домашнее задание (по группам):
1. Найдите в газетах ситуации, в которых описывалось бы нарушение прав ребенка (запишите или вклейте в тетрадь, если есть возможность).
2. Написать «Обращение детей к взрослым планеты».
3. Пословицы и поговорки о семье записать в тетрадь.
4. Нарисовать родословное дерево своей семьи.
5. Провести социологический опрос и данные записать в тетрадь: «Отчего семья бывает несчастливой»?
Надежда КОЗЛОВА, учитель права, Вологда
Комментарии