Сергей КОСАЧЕНКО:- Если вывести организацию и проведение ЕГЭ из школ, то, пожалуй, претензии к школам и учителям снимутся, психоз учителей по поводу результатов ЕГЭ уменьшится, «помощь» черных учителей поубавится. Тем более что ЕГЭ – это теперь не школьный выпускной экзамен, так как на аттестат он теперь не влияет (кроме, непрохождения минимума по математике и русскому языку, для чего ученику нужно очень постараться за 11 лет, а педколлективу закрывать глаза на «успехи» этого дарования и дать допуск на аттестацию).
Александр ЯКОВЛЕВ, преподаватель:- ЕГЭ в России – это совсем иное, нежели в оригинале. Учителей, «помогающих», не стоит обвинять в непорядочности и корысти. Спрос рождает предложение, а учителя приняли спущенные сверху правила игры. Раз внедрили этот ЕГЭ, то почему бы не поиметь свой маленький гешефт? Из моих коллег знаю только одного, принципиально не участвующего в помощи. Решают все! Когда эта привилегия была доступна блатным, решали, да еще как, только бесплатно. То есть организаторы, надо полагать, деньги брали себе, любимым. Потом в приказном порядке сажали решать учителей прямо в соседних кабинетах и даже не благодарили. Так было. Думаете, возможно было отказать, где же, мол, гражданская позиция, принципы? Принципы дома по лавкам пищат! Потом эти учителя стали брать за работу деньги. Сделать ЕГЭ честным можно вполне, не идеально честным, но можно. Стоит дополнить тестирование показателями за 5 лет обучения, свидетельствами об участии и победах в олимпиадах; разрешить разные формы ГИА; поставить веб-камеры. Это все предлагали, но нынешний вариант, получается, выгоден всем: некоторым учителям позволяет подзаработать, разным чиновникам от отделов образования – держать учительство в послушании, вузам – доить будущих студентов. Всегда найдется тот, кто сможет сказать: раз учителя такие, раз правовая культура у них низкая, то именно это препятствует развитию реформ!Александр ЧУБАРЬЯН, академик РАН:- Я считаю, что в проведении ЕГЭ нужна системность. Нужно постоянно работать над контрольно-измерительными материалами, а технологии проведения ЕГЭ все время совершенствовать. Готовя КИМы, нужно думать не только о том, как проверять работы, выявлять нарушения, но и о совершенствовании ЕГЭ как механизма, который входит в нашу жизнь. Совершенствование предполагает не только надзор, но и работу Министерства образования и науки РФ, школ, вузов над тем, чтобы сделать этот механизм наиболее прозрачным, более объективным. В вуз, в котором я преподаю, приходят ребята с высокими баллами по ЕГЭ, но когда я беседую с поступающими по историческим специальностям, имеющими такие баллы, то вижу, что знаний у этих ребят недостаточно. Это серьезный сигнал о качестве ЕГЭ.Дмитрий СКУРИХИН, учитель:- Появление материалов ЕГЭ в Сети – это не просто равнодушие учителей, проводящих экзамены, это саботаж, если хотите, бунт непротивлением. Нужно не искать путей модернизации ЕГЭ, а отменять его или оставить только для поступающих в вузы, но проводить его в специальных местах, хотя и это будет затруднительно. Выход только один – независимый аудит и направление материалов в следственный комитет прокуратуры. Боюсь, что и этого будет мало, поколение «Пи» уже выросло.Инна ПОПОЛИТОВА, учитель:- Помогать или не помогать? За 20 лет работы в школе ни разу не участвовала в блатных помоганиях. Когда работала организатором на ЕГЭ, мобильных в моей аудитории не было. У нас в лицее в лучшие времена бывало максимум 5 медалистов, тогда как в соседней школе более 15. Репетиторствовать приходилось редко и по большим просьбам. Никаких платных занятий с собственными учениками. Двоек на ЕГЭ не бывало, а, напротив, случались весьма значительные баллы и без списываний.Моя позиция в отношении итоговой аттестации заключается в следующем: в 11-м классе все уходят, экзамен, как подведение итогов и прощание со школой, трамплин в будущее. Выпускающий учитель может быть строгим, но оценка должна быть максимально доброй.Все, что происходит в стенах школы, должно работать на обучение и воспитание. Выпускников уже поздно чему-то учить, тем более поздно воспитывать. Все, что можно было сделать, уже сделано. Что взрастит суровый учитель в своем выпускнике? Потешить свою принципиальность, влепить единственную тройку в аттестат всегда находились любители, а вот каким родителем вернется этот выпускник через десяток лет в школу – с доверием или подозрительностью?Я думаю, что учителя-организаторы в аудиториях ЕГЭ без всяких меркантильных интересов смотрят на пришедших незнакомых детей, и им просто элементарно сочувствуют. Не надо всех клеймить и призывать к совести. Самое точное название происходящему сегодня на ЕГЭ – массовый саботаж. Я бы тоже хотела получить честную и беспристрастную оценку своей работы, выстроить рейтинг среди выпускников, обеспечить вузам сильных студентов. Но мы же видим, какой беспредел творится повсеместно! И что, я должна призывать детей честно получить свои 50 баллов, когда в аудитории остаются 3 человека, а все прочие сидят безвылазно в туалете с телефонами?Я, может быть, что-то пропустила, но какой срок получили прошлогодние пойманные махинаторы? И сколько там их было со всей страны? Лично у меня ощущение, что поймали только тех, кто забыл поделиться. А как надо расценивать многочисленные газетные статьи на тему ЕГЭ и расценок за услуги на этом рынке? Нормальное журналистское расследование такой проблемы должно было бы вызвать заинтересованность прокуратуры, разве нет? А у нас такие пассажи расцениваются исключительно как заказная статья с рекламой предоставляемых населению услуг. Причем с прейскурантом и расценками, чтобы каждый родитель оценил мощь своего кошелька и выбрал уровень сервиса по карману. Плюньте в меня, но я не буду считать для себя постыдным помогать детям, вывесившим на сайте свои задания во время экзамена!Своему репетируемому не буду – я отвечаю за качество работы, своим ученикам тоже не стану – пусть это будет без меня. А вот бескорыстно решать задачи страждущим страдальцам буду, так как мне жалко детей, которые понимают, что их загнали в эту мясорубку, которые видят, как соседу передали готовые ответы, которые остаются один на один со своим отчаянием, чувством своей неполноценности и второсортности. Кстати сказать, списать тоже надо уметь! Опыт показывает, что ребенок, совсем непроходимо неграмотный в математике, может при списывании поделить синус на аргумент от этого синуса при решении простейшего тригонометрического уравнения. Не сильно-то такие списанные решения и поднимают результат, может, пяток баллов и добавят, а дите все меньше психует. В прошлом году я прошла ЕГЭ как мама и всю вступительную кампанию тоже. Мне хотелось бы узнать статистику по психоневрологическим (а заодно и сердечным) заболеваниям и их сезонным корреляциям, в частности, как обстоит дело с этой статистикой до ЕГЭ и теперь. Мои наблюдения показывают, что там будет тема для чьей-то диссертации.Александр АДАМСКИЙ, научный руководитель Института образовательной политики «Эврика»:- Помимо морального аспекта мы должны признать еще один: ЕГЭ стал бизнесом. Предложения разные: и подготовка к ЕГЭ, и помощь на экзамене, и сопровождение во время экзаменов, а стоимость всего 300 рублей. Это не взятки, это бизнес не только недобросовестный, но еще и провоцирующий ребят, которым трудно устоять перед соблазном. Это вопрос, который нынче требует всестороннего исследования. Тут уже другая методология, другой вызов, к которому мы оказались не готовы. Нужно «вынуть» систему проверки результатов сдачи ЕГЭ из образовательного ведомства, пусть проверку ведет независимая организация, а то получается, что ведомство работает, делает КИМы и само себя проверяет.Владимир ЧЕРНЫШОВ, учитель:- Появление материалов в Сети к учителям не имеет никакого отношения. Тем более что материалы появляются до экзамена, до того, как они попадают в руки учителя, точнее, организатора в аудитории. Состав организаторов определяется за час до ЕГЭ. Как за это время сговориться с другим организатором, с общественным наблюдателем? Вот если все участники ППЭ в сговоре, тогда все возможно.Какая выгода учителю в выкладывании материала в Сеть во время ЕГЭ и тем более после.А если привезти глушилку в ППЭ, отрубить связь, и все? Школы обычно стоят отдельно, глушилка с радиусом метров 30 соседним домам не помешает. При введении ЕГЭ забыли про детей, которые психологически не могут выполнять тесты или как минимум выполняют значительно хуже своих знаний. Мои ученики точно знают, что спрашивать меня во время проверочных работ бесполезно: не отвечаю, «полный провал памяти». Добыть листок с ответами тоже не получается, его нет вообще. Списать у соседа? Тоже не получится – варианты разные. Отдельные вопросы могут повторяться, но чаще просто похожие, с совершенно другим ответом. Все зависит от выполнения своих обязанностей.Если коррупция уже вписалась в ЕГЭ, надо отменять ЕГЭ. Чем быстрей, тем лучше. Иначе падения самолетов будут проходить по расписанию, леса выгорят полностью, солдаты будут бросать снаряды каждый день.Нина СОКОЛОВА, учитель:- Я не понимаю одного: как можно помочь ученику на экзамене по русскому языку, если организаторами сидят учителя биологии, химии, математики? Дети в аудитории тоже не идиоты – они находятся в ситуации конкуренции друг с другом, причем практически все из разных школ, тут же заложат помощника. Все помнят, чем это грозит доброхоту?Сергей ЦИРЕНЩИКОВ, учитель:- Был у меня такой случай. Я тогда физику преподавал. Учебный 1973-1974 год, ученик Сергей Бобков по физике заваливал экзамен, отвечал на «2», хотя был призером олимпиад. Комиссия приняла решение поставить ему «5». Какую выгоду я с этого поимел?Он из стенгазеты вырезал мою фотографию на память. Но потом Сергей поступил в НГУ. А что сейчас? К ЕГЭ специально классы не готовлю! В этом году сдавали 4 человека и получили 69, 69, 61, 49 баллов. С репетиторами не занимались, как учились, так и сдали! Во время экзамена мне не звонили.Ни взяток, ни иных материальных благ не предлагали. Главное – исключить участие учителей, но проблему это решит только частично. Брать, подсказывать, выносить, решать «за…» будут, несмотря ни на что, те же сотрудники пунктов.«Заставить» компьютер/компьютеры выдать нужный вариант задания – вполне решаемая задача. Но в обществе нет главного – уважения к закону, к физическим олицетворениям этого закона. Часть С действительно нужна для поступления в вуз. Во многих школах к ней даже практически не готовят. Значит, нужна постоянная структура вне школы, занимающаяся только ЕГЭ.Конкретный пример.У нас один 9-классник написал ГИА по математике на довольно высокий балл. То, что и он, и его «подельники» имели данные об этих тестах за 2 дня до ГИА, – факт. Из того же Интернета… Но его мама атаковала школу с требованием выставить ему итоговую «4» на основании высокого балла ГИА!
Комментарии