Перефразируя известное выражение, можно сказать: талантливых детей должно быть много. Вообще понятие «одаренность» может быть применимо абсолютно ко всем ребятам. Так считают в областном центре развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект», который работает в Ленинградской области уже 17 лет. А с 2021 года на его базе создан региональный Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Как рассказал директор центра «Интеллект», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2014 Денис Рочев, с этого года будет реализована распределенная модель центра. Это значит, что во всех муниципальных районах Ленинградской области откроются медиаплощадки (всего 18), где будут созданы самые современные условия для включения мотивированных и талантливых школьников в образовательные программы и конкурсные мероприятия «Интеллекта». На обеспечение медиаплощадок необходимым оборудованием выделено более 200 миллионов рублей.
По словам Дениса Рочева, каждый медиакабинет снабжен аппаратурой для проведения видеоконференций и очных этапов конкурсных мероприятий центра «Интеллект», есть видеопроекционная аппаратура для трансляции в онлайн-режиме лекций, тренингов, разбора олимпиадных задач. Установлены интерактивные панели, маркерные доски, оборудован лекционный подиум. Кроме того, само пространство медиаплощадки при желании легко трансформируется в выставочный, презентационный, дискуссионный зал.
– Денис Игоревич, кто будет осуществлять набор школьников в группы для занятий на медиаплощадке?
– Районы сами будут формировать группы мотивированных ребят, сами продумывать логистику для доставки школьников на медиаплощадку, а уже совместно с центром «Интеллект» будут обсуждаться виды образовательных программ: краткосрочные, одноразовые, пролонгированные и т. д.
– В чем главный эффект создания распределенной модели центра?
– Я убежден, что всем детям нужно дать шанс проявить себя, поучаствовать в чем-то. Подобные медиаплощадки помогут увеличить охват детей, и у тех ребят, кто, например, не участвует в олимпиадах, в конкурсах, но интересуется тем или иным направлением, появится возможность послушать оригинальную лекцию, виртуально побывать на научно-практической конференции и т. д. Такого ребенка важно вовремя заметить и начать сопровождать индивидуально. Погрузить в предмет, предложить участие в проекте, конкурсе, олимпиаде и т. п.
Мы и сам центр «Интеллект» меняем, делая образовательную среду более современной. Например, уже полностью оборудованы новые лаборатории: биологическая и физическая. Обновлена химическая лаборатория. Здесь есть высокотехнологичное оборудование, приборы, позволяющие проводить разные опыты, готовиться к практической части олимпиад, работать над исследовательскими проектами и т. д. Также у нас появились художественные мастерские. Есть аудитории, которые мы переформатируем в связи с новыми направлениями. Например, у нас будет работать кабинет интерактивной анатомии.
С прошлого года мы ввели новые спортивные программы: шахматы и дзюдо. Заключили соглашение с Федерацией дзюдо Ленинградской области и организовали смены на базе одного из спортивных учреждений в Выборгском районе. Спортивную часть программы с ребятами отрабатывали тренеры, а наши специалисты осуществляли академическую часть, в рамках которой школьникам читали лекции по спортивной медицине, спортивной психологии, анатомии. Нужно заметить, что ребятам это очень понравилось.
– Лекции, опыты, конференции – кто в них участвует в качестве экспертов?
– Это важный вопрос. Нашими партнерами являются многие ведущие вузы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также такие культовые учреждения, как Государственный русский музей, музей-заповедник «Павловск», музей-заповедник «Царское Село» и др. Я уверен, что просто необходимо, чтобы в «Интеллект» приходили значимые персоны. У нас в гостях уже побывали Светлана Журова, Юрий Вяземский, Татьяна Черниговская, Евгений Ямбург и т. д. Российский ученый Татьяна Черниговская с коллегами готовит для «Интеллекта» программу по когнитивистике. Встречи с учеными, политиками, педагогами, деятелями культуры бывают очень интересными. Ребята всегда задают много вопросов, предлагают новые темы для обсуждения.
В то же время я считаю не менее важным, чтобы на нашей базе проходили встречи не только с одаренными учениками, но и с учителями, которые работают с такими детьми. Многое в этом плане делает Ленинградский областной институт развития образования, и мы в свою очередь тоже стараемся устраивать встречи молодых, перспективных, неординарных учителей с ребятами, чтобы те могли увидеть, как интересно работать педагогом.
Поскольку я возглавляю Ассоциацию молодых учителей Ленинградской области, то убежден, что на нашей базе нужно проводить не только методические мероприятия, но и мероприятия, объединяющие учителей, где можно проявить себя, обменяться опытом, впечатлениями, обсудить с руководством профильного ведомства проблемные вопросы. И такие мероприятия у нас постоянно проводятся.
Как одаренного ученика, так и одаренного учителя важно своевременно поддержать, показать, какие есть возможности для реализации его индивидуальных способностей. В этом смысл деятельности нашего центра.
В 2020 году на базе центра «Интеллект» состоялся региональный этап гуманитарной телевизионной олимпиады школьников «Умницы и умники».
Комментарии