Как найти философский камень качества вузовского образования? Что сделать для того, чтобы качество повысилось? На эти и другие вопросы ищут сегодня ответ ректоры вузов, психологи и преподаватели.
Наша жизнь улучшается, это чувствует каждый. Но при всем этом качество образования, несмотря на рост ресурсов, которыми располагает общество, не улучшается, а скорее падает. Объяснение этому давали много раз: система образования-де система инерционная, работают учителя за маленькие деньги и так далее. Тем не менее мне кажется, что в нынешнем учебном году лично я по косвенным признакам увидел объективное улучшение положения в нашем образовании. Первые результаты стали появляться в самых разных направлениях, и их можно рассматривать скорее как индикаторы начавшегося движения, чем как серьезные результаты сами по себе. Могу сказать, например, мы регулярно проводим летние школы, в этом году количество заявок в пять раз больше, чем в прошлом. На конкурс статей приходит в несколько раз больше заявок. То есть можно сказать, что в образовательной системе стали думать, появилось время, настроение и желание заниматься наукой. Да, результаты пока скромные, но для нас достигнутое очень важно, потому что преодолеть рубеж качества мы сможем только в том случае, если будем развиваться.
Этот год – год завершения инновационного проекта нашего университета. Впервые 60 российских вузов реализуют проекты развития. Не выживания, не освоения средств, сдачи площадей в аренду, а именно развития!
Одна из важных тенденций – сокращение ажиотажного спроса на любое высшее образование. Спрос на образование остается, но не на любое. В прошлом году некоторые государственные вузы недобрали студентов на бюджетные отделения, закрылось несколько филиалов вузов. В этом году я предвижу, что эта тенденция продолжится и в течение трех лет мы увидим совершенно другой ландшафт российского высшего образования, поскольку предложение останется, а спрос сожмется, будет идти чисто демографическое вымывание плохого предложения. Нужно ли в этом помогать нашим образовательным политикам? Наверное, нужно, потому что степень отчаянности действий нашего населения иногда переходит всякие мыслимые пределы и люди почему-то готовы нести последние деньги на сомнительные программы.
Наметившиеся тенденции, вне сомнения, оздоровят картину высшего образования и, безусловно, дадут совершенно другое среднее качество выпускника. Это плюс, но наряду с этим есть две явно негативные тенденции. Первая – продолжение абсолютно нищенского финансирования заработной платы в образовании. На сегодняшний день ведущие вузы расположены в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Томск и другие, где средняя зарплата выше средней по России. Могу сказать, что в Москве, где расположено большое количество российских вузов, профессор-бюджетник получает в лучшем случае 16 тысяч рублей в месяц со всеми надбавками. Бюджетник-учитель в московской школе зарабатывает больше 20 тысяч рублей. Такого рода тенденция не преодолена, и, следовательно, не преодолена базовая тенденция подрыва основного контракта: не может нормальный человек прожить на 10 тысяч рублей в Москве или в Питере, он должен зарабатывать, а если это так, то он ищет более или менее честные пути вне основного контракта. Он может быть честным человеком, но он не будет заниматься студентом, потому что ему некогда и он должен заработать еще 40 тысяч к своему заработку в вузе. Высокопоставленные лица, с которыми я неоднократно проводил беседы по этому поводу, говорят так: «Им нельзя платить всем одинаково, нужно проводить селекцию, платить только хорошим работникам, экономически выдавливая плохих!» Но на то, чтобы платить хорошим много, никто ведь денег не дал.
Вторая тенденция. До сих пор не сделано ровным счетом ничего для того, чтобы восстановить исследовательскую составляющую в вузе. Смешно сказать, но инновационный проект вуза был проектом приобретения оборудования. Современное оборудование приобретено, что теперь делают эти вполне приличные вузы? Они сдают это оборудование в аренду, у них нет денег обслуживать это оборудование, поэтому они пускают людей за деньги, чтобы поправить свой бюджет. Очевидно, что к телескопу должны прилагаться астроном и техник, которым нужно платить деньги за работу. Поставка одного телескопа к новому качеству и новым исследованиям не приведет.
Третья тенденция – мы можем разговаривать разговоры во всякой форме и во всякой аудитории о том, что нужно поддерживать науку, помогать вузам, ибо не может быть вузов без науки, но на это нужны деньги.
Мы часто говорим, что идет перемещение подготовки экономистов к подготовке инженеров, но реального перемещения пока не произошло, и вполне понятно, почему. Для того чтобы молодые люди пошли на инженерные факультеты в нормальные технические университеты, там должны быть современные ученые, современные технологии, которые хотя бы на поколение ближе к тому, что нужно реальным предприятиям.
Комментарии