search
main
0

Предки телевизора. Их придумали в Нижнем Новгороде

Как заинтересовать современных школьников физикой? Как привить им страсть к опыту и эксперименту? Над этими вопросами ломают головы как школьные преподаватели, так и ученые, столкнувшиеся с серьезной и пока неразрешимой проблемой. Свой посильный вклад в ее решение пытаются внести российские музеи науки. Они есть сегодня во многих крупных городах и находятся, как правило, в ведении государственных университетов или крупных научно-исследовательских центров. Музей науки Нижегородского государственного университета – один из самых уважаемых в стране.

Он расположен в мемориальном здании бывшей Нижегородской радиолаборатории, организованной в 1918 году Михаилом Бонч-Бруевичем и Владимиром Лещинским. Но, несмотря на свой солидный возраст, музей пользуется современными, отчасти интерактивными способами привлечения детей к науке (об интерактивных музеях читайте в «УГ» №32 от 9 августа 2011 года).Именно здесь по заказу военного ведомства молодой республики была создана первая отечественная пустотная радиолампа, мощность которой почти в сто раз превышала зарубежные аналоги. В стенах Нижегородской радиолаборатории – первого научно-производственного центра – зарождалось современное радиовещание: 27 февраля 1919 года отсюда в эфир пошла не привычная в то время морзянка, а человеческий голос. Первая в мире трансляция велась с помощью дугового передатчика. А в 1920 году специалистами радиолаборатории был организован первый в истории сеанс голосовой радиосвязи с Берлином.И – внимание! – именно в этих стенах в 20-е годы прошлого века зародился прообраз телевидения. 18 апреля 1921 года Ленин получил от члена коллегии Наркомата почт и телеграфов Николаева письмо по поводу разработок Нижегородской радиолаборатории в области телевидения. В письме говорилось: «Изобретен новый фотоэлемент, который в соединении с усилительной лампой дает возможность в некотором удалении (20-30 метров) констатировать выделение радиоколебательной энергии. Рупор, направленный на предмет (черный или белый), при действии этого фотоэлемента передает посредством приемной радиостанции отражение на экран. При усовершенствовании прибора можно достигнуть следующих результатов: 1) видеть на экране подвижное изображение говорящего человека при радиотелефоне; 2) иметь отраженной на экране движущуюся неприятельскую эскадру на расстоянии сотен верст. Изобретение сделано русским инженером Бонч-Бруевичем Михаилом Александровичем».В Нижегородской радиолаборатории работали выдающиеся радиоинженеры и изобретатели. Здесь воплощал в жизнь свои идеи Федор Лбов, спроектировавший и собравший первый коротковолновый передатчик, сигналы которого легко доходили до Ирана, а 19-летний лаборант Олег Лосев, в то время бывший первокурсником Нижегородского университета, сделал величайшее открытие – обнаружил у некоторых кристаллических полупроводников способность генерировать электрические колебания высокой частоты. Объяснить природу свойств полупроводников студент не смог, поскольку квантовая теория к тому времени еще не была общепризнанной. Но интересно, что в поисках объяснений Лосев обратился с письмом к Альберту Эйнштейну и, не получив от него ответа, сумел на основе самостоятельно открытого явления построить полупроводниковый приемник – так называемый кристадин. Чуть позже Лосев, так и не окончивший (за неимением свободного от исследований времени) университет, обнаружил свечение генерирующего полупроводникового кристалла карборунда (это явление получило название «свечение Лосева») и, изучив фотоэлектрический эффект в полупроводниках, предложил новый способ изготовления фотоэлементов. Сегодня Олега Лосева справедливо называют одним из основателей современной радиоэлектроники. Его вклад в развитие беспроводной связи трудно переоценить.Обо всем этом, а также о многом другом узнают на экскурсиях по музею науки нижегородские школьники. Именно они самые желанные гости экспозиции, которая включает в себя редчайшие экспонаты, отражающие развитие отечественной радиоэлектроники: от первых звукозаписывающих устройств, фонографов и патефонов до первых телевизоров с водяными линзами (телевизор КВН-49) и первых опытных образцов персональных компьютеров. Специалисты музея, а это радиоинженеры, наделенные особыми педагогическими способностями, проводят экскурсии, рассчитанные на самый разный возраст и степень подготовленности слушателей. Если учесть, что главной целью таких интерактивных занятий-лекций является пробуждение интереса к исследовательской и научной деятельности, то получается, что чем раньше зажечь в ребенке искру любознательности, тем лучше для него. Ученые уверены: чтобы увлечь детей наблюдением физических свойств окружающих предметов, не нужно дожидаться начала школьного курса физики – наоборот, лучше это сделать заранее, чтобы уроки не стали скучной обязаловкой, а помогли лучше разобраться в непонятных, но интересных явлениях. Так, ежегодно 7 мая в музее отмечается день рождения бабушки Лампы, которая сама выходит к многочисленным юным гостям и рассказывает о том, как она родилась, жила-была, росла и расцветала.Для старших школьников – тех, кто уже заинтересовался физикой, – в музее организована лаборатория юного исследователя, проводится фестиваль «Занимательные миры», на который учащиеся представляют практические результаты учебно-исследовательской и технологической деятельности: приборы, механизмы, действующие модели, оригинальные разработки, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Московский театр занимательной науки привозит сюда свои постановки. Традиционно большой интерес вызывает турнир школьников-интеллектуалов «Что? Где? Когда?» для начинающих».Ежегодно в начале учебного года в ННГУ имени Лобачевского стартует фестиваль «Путь в науку», в числе его организаторов – сотрудники музея. Фестиваль включает в себя несколько направлений и этапов и проходит весь год. В прошлом году в его рамках помимо уже названных мероприятий был реализован проект «История российской науки и технологии (нижегородское измерение)», прошел конкурс грантов для преподавателей дисциплин естественно-научного цикла «Открытое образование». Учителя смогли попробовать себя в двух направлениях: кто-то выбрал проведение открытого урока, кто-то представил учебно-исследовательский проект. Победители конкурса получили гранты в размере 30 тысяч рублей за урок и 50 тысяч рублей на реализацию проекта.Фестиваль охватил самую широкую аудиторию, так или иначе связанную с естественно-научным образованием и исследованиями. Молодые ученые Нижнего Новгорода читали для всех, кто интересуется передовыми разработками, научно-популярные лекции, в течение всего года в музее и конференц-зале ННГУ демонстрировались научно-познавательные фильмы, видные ученые, имеющие опыт популяризаторской деятельности, проводили мастер-классы по современным методам презентации результатов, научной журналистике.Инициаторы и организаторы фестиваля делают ставку на школьных учителей физики, ведь в конечном итоге именно от их активности и неравнодушия зависит, превратится ли научный мемориал в живую и творческую лабораторию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте