Цитата из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» известна и используется часто. А недавно были опубликованы результаты опроса, проведенного сайтом по поиску работы SuperJob. Жителям 508 населенных пунктов нашей страны задали вопрос о том, каким должен быть размер их заработной платы, чтобы чувствовать себя счастливым. Оказалось, что среднестатистическому жителю России для этого нужно всего-то 195 тысяч рублей в месяц. И эта сумма на самом деле на 5% меньше той, которая была названа всего полгода назад в ходе аналогичного опроса.
Не буду детально расписывать, кто, где и как отвечал (хотя тоже есть над чем задуматься), совершенно очевидно, что жителям мегаполисов хочется денег больше, запросы же провинциалов значительно скромнее. Интересно другое – молодым людям до 24 лет денег нужно меньше, чем россиянам старше 35 лет (соответственно 130 тыс. и 225 тыс. руб. в месяц). Это притом что нашу молодежь часто обвиняют в чрезмерной меркантильности, мол, ничего не умеют и не знают, а запросы о-го-го! Однако цифры говорят об обратном.
…Лет десять назад на одной из очень посещаемых педагогических интернет-площадок я задал похожий вопрос. Мол, учителя постоянно жалуются на низкую зарплату, нищенский оклад, но, скажите честно, сколько должен, по-вашему, получать педагог?
Самое интересное, что конкретного ответа я долго не мог добиться. «Он должен получать достойную зарплату!» – «А конкретнее?» – «Столько, чтобы компенсировать его колоссальные затраты сил и энергии!» – «Хорошо, но сколько это будет в рублях?» – «Столько, чтобы не стыдно было перед своими учениками!» – «Назовите сумму, пожалуйста!» – «Учитель в России должен получать не меньше, чем его коллега в других странах!» – «А если серьезно?» – «Вот при советской власти я получала гораздо больше!..» И так далее. Лишь спустя какое-то время кто-то робко озвучил цифру в 50 тысяч. Подозреваю, на фоне реального заработка в те времена где-нибудь в глубинке эта сумма казалась заоблачной.
Но главная проблема, на мой взгляд, состояла в другом. Люди находились под влиянием пафосных речей и были ими попросту зомбированы. Вы в систему образования пришли не за деньгами, а во имя высшей идеи – растить новое поколение, приобщать детей и молодежь к вечным ценностям, формировать культурный код нашего народа и т. п.
Может, кто-то сейчас с негодованием воскликнет: «А разве это не так? И разве не достойны осуждения представители власти, которые говорят, что недовольные своими низкими зарплатами педагоги пусть уходят в бизнес?!» Если вы помните, этим тогда, в 2016‑м, кто только не возмущался. Хотя буквально в том же году я был на одном педагогическом съезде, и там весьма почтенная учительница заявила ровно то же самое, дескать, в школу люди приходят не ради денег, а если оно так, значит, вы ошиблись с профессией! Ее почему-то никто не осудил. Наверное, потому, что если сам учитель так считает – это одно, а если педагогов в том же пытаются убедить те, кто должен платить им зарплату, – это совсем другое.
Но вернемся к опросу. С тех пор, как я уже сказал, прошло 10 лет. И изменилось довольно многое. Сейчас на тот же самый вопрос люди, в том числе и из системы образования, отвечают более уверенно. И все больше и больше тех, кто приходит работать в школы, колледжи, детские сады, дворцы творчества, вузы, ссузы и пр., имея четкое представление о том, какую зарплату хотелось бы получать. Конечно, представление и реальность – это не только популярный интернет-мем, но и суровая правда нашей жизни, потому что, насколько мне известно, сколько бы ты ни получал, тебе никогда не будет слишком много. Платят же, как правило, всегда меньше, порой сильно меньше ожидаемого. Но все-таки радует, что люди, по крайней мере, понимают, к чему стремиться.
А ведь любой психолог подтвердит: если у тебя нет не то что цели, а просто ориентира, шкалы, в соответствии с которой можно определять уровень притязаний, вряд ли можно говорить о каком-то росте и развитии.
Тут, правда, тоже есть одно очень важное «но». Еще древние греки утверждали: если ты научился довольствоваться тем, что у тебя есть здесь и сейчас, ты уже счастливый человек, а вот если тебе постоянно хочется больше, то это серьезный повод для недовольства собой, жизнью, судьбой… Мне такая философия тоже нравится, особенно когда меня самого начинают упрекать, мол, чего ты добился в жизни, вон другие в твои годы уже миллионами ворочают, имеют собственные фирмы, высокие должности и много чего еще. И у меня на это ровно такой вот «греческий» аргумент – не все в жизни можно измерять деньгами.
Тем не менее надо быть честным перед самим собой: на работу мы ходим не только ради удовольствия, но и ради денег. Потому что без денег, увы, не обойтись, они нужны для того, другого, третьего, причем не только вам, но и тем, кто от вас зависит.
И еще. Если человек может назвать ту сумму, которая сделает его счастливым, это можно трактовать как угодно, но, по крайней мере, он знает, сколько стоит его труд. А это очень важно! Потому что, если ты не знаешь стоимость своего труда, тебя будут охотно эксплуатировать те, кто в курсе, сколько за такую работу платят в других местах, но никогда тебе об этом не скажут.
Например, на некоторых сайтах по поиску работы (на том же SuperJob) нередко можно встретить объявления о поиске сотрудников на такую-то должность. И иногда ты просто диву даешься, неужели работодатель, предлагая не просто смешную, а унизительно-оскорбительно низкую зарплату, всерьез надеется найти людей, готовых выполнять столь огромный объем работы? Ведь на сайтах есть куча других аналогичных вакансий с куда более выгодными условиями оплаты. И согласиться продать себя за копейки может только тот, кому, как говорится, деньги не важны (хотя это довольно странно), или тот, кому принципиально важна именно эта вакансия (например, потому что там же работает его родственник или любимый человек).
Иными словами, если человек выбирает самый худший (в плане размера зарплат) вариант, это говорит о том, что ему либо некуда деваться, либо свой труд оценивает именно так. А что, если он будет знать, сколько на самом деле стоит его труд и как много ему недоплачивают? Вот тут бы, наверное, очень кстати упомянуть профсоюзы, которые изначально были задуманы именно для того, чтобы отстаивать права трудящихся. И если эти права нарушаются, требовать справедливости, настаивать вплоть до забастовки. Говорят, где-то, в других государствах, подобное проходит, там руководство кампаний и власти стран действительно идут навстречу профсоюзам, улучшая условия труда и повышая зарплаты.
Но у нас не так. Ведь, если недовольные своей зарплатой и желающие большего педагоги заявят, что либо им все-таки начинают платить больше, либо они объявляют забастовку, тут же возникнут упреки. Мол, а как же ученики, неужели вы бросите их, перестанете обучать и воспитывать только ради того, чтобы вам заплатили больше?!
Мы это все проходили еще в девяностые. И даже в те времена, когда учителям в самом деле месяцами не платили зарплаты, они все равно продолжали выходить на работу. Почему? Потому что они были так воспитаны. Ценой собственного здоровья, а иногда и жизни люди продолжали делать то, в чем видели свое призвание. И если заявляли о деньгах, то как-то робко и между делом, мол, мы, конечно же, и дальше будем учить детей, не бросим их ни за что, но все-таки хотелось бы хоть немного… на хлеб…
Что же теперь? Может быть, осознание того, что «я хочу 130 тысяч, а мне платят всего 15» заставит каждого человека пересмотреть свои взгляды на то, чем он занимается, как он относится к себе и своей профессии, а также как относятся к нему? И чего уж там, вдруг человек этот, договорившись с единомышленниками, заявит работодателям и властям: «Все, мы больше не намерены терпеть к себе такого отношения и требуем повышения зарплат, улучшения условий труда, льгот, гарантий». Может, тогда власти пойдут навстречу тем, кто растит для страны новое поколение?
Ничего не будет. Я в этом, к сожалению, уверен.
Во-первых, потому что власти просто заявят: «Кому не нравится, до свиданья!» В условиях, когда найти работу (не «работу моей мечты», а просто ту, на которой платят деньги) во многих регионах порой бывает очень сложно, среднестатистический человек предпочтет не возмущаться, не гневить начальство и будет продолжать работать за гроши, мечтая о «счастье» ценой в 195 тысяч в месяц.
Во-вторых, таких бунтарей тут же осадят и осудят собственные коллеги, которым хоть и тоже не нравятся размеры их зарплат, но они-то в школу пришли не ради денег, а во имя высших идеалов, из любви к детям и никогда не променяют возможность дарить ученикам радость познания на высокие зарплаты.
И в-третьих, как это ни странно, обязательно сработает «фактор гастарбайтера». То есть в случае острой нехватки педагогических кадров их будут восполнять теми, кто «сам не местный», но готов работать даже за такие деньги, которые вам кажутся маленькими. Плюс, конечно же, можно подключить разных «альтернативщиков» (тех, кто не хочет служить в армии), студентов, волонтеров и пр. Пенсионеров, они с радостью согласятся.
А вы все, которым хочется многого, можете мечтать о великом. И даже найти искомое. Разве что только вам для этого не понадобится переехать в какой-нибудь мегаполис или в школу Крайнего Севера, где уже сейчас платят примерно столько же, сколько нужно для счастья. Но там и своих желающих навалом…
В сухом остатке имеем следующее.
То, что люди наконец начали понимать, к чему стремиться и чего конкретно они хотят, уже неплохо. Хотя бы потому, что это в свою очередь запускает довольно сложный и крайне важный процесс самообразования, получения дополнительных знаний, умений, навыков. Ведь если я просто умею преподавать биологию – это одно, а если я при этом прекрасно владею ИКТ, знаю два иностранных языка и освоил кучу прикладных программ – это другое. И оно позволяет мне понимать: я стою дороже, а значит, и могу продать свой труд более выгодно.
Но коллективное сознание педагогического сообщества и общества в целом, увы, таково, что учителям все еще совестно начинать всерьез ссориться с властями по поводу низких зарплат. Ведь от этого могут пострадать дети, да и вообще, разве вы за высоким заработком в школу пришли?..
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии