Среди советских писателей Юрий Трифонов по праву занимает особое место. Многие считают его не только мастером слова, но и мудрецом и провидцем. Он все видел и понимал, многое честно фиксировал. По книгам писателя можно изучать минувшее время со всеми его потерями и приобретениями. Особенно полезны произведения Трифонова тем молодым людям, которые идеализируют советскую эпоху, основываясь на пропагандистских мифах. Юрий Валентинович хорошо знал цену бодрого и оптимистичного советского плаката.
Помимо фиксации текущей жизни, отражения конкретного момента у Трифонова можно встретить настоящие прозрения, поразительные предчувствия. Его «привет» из далекого 1969 года нашему сегодняшнему дню я обнаружила случайно. На одном из книжных развалов буккроссинга мне попался сборник публицистических статей, написанных Трифоновым для газет. Вот начало одной из них. Статья называется «В первые часы творенья»: «Секрет телевидения еще не разгадан. Роль голубого экрана на столике в комнате и его влияние на нашу жизнь, привычки, настроение, характер гораздо более основательно, чем теперь, будут выяснены социологами, когда пройдут несколько поколений, взращенных телевидением. Пока что мы экспериментируем на себе. А что получится из телечеловечества – увидим через сто лет.
Телевидение – это другая жизнь. Она вторгается в нашу повседневность, в наши квадратные метры, заботы, огорчения, болезни, удачи, в наше счастье и горе. И вторгается могущественно, с сознанием своей власти. Тут не просто кино на дому или стадион в кресле, тут нечто большее – другая жизнь приращивается к нашей собственной, единственной и продлевает, расширяет ее, заполняет все пустые пространства, все, что можно заполнить. А может, укорачивает. Кто знает? В общем, делает что-то серьезное с нашей жизнью». (Статья «В первые часы творенья» опубликована в газете «Советский спорт» 25 июня 1969 года.)
Я почти не сомневаюсь, что современники Трифонова, прочитавшие статью, не обратили внимания на предположение, сделанное автором в самом конце. Сегодня большинство из нас посмотрят именно на последнюю фразу. Трифонов подметил самую суть воздействия экрана на человека (и не важно, что он со временем трансформировался из телеэкрана в экран монитора или гаджета). Прошедшие полвека показали, что с помощью экрана можно очень эффективно воздействовать на умы и сердца людей, определять их поведение. Не всех, но большинства. Стоит только подготовить и удобрить почву – тщательно поработать над контентом. И акулы бизнеса, заинтересованные в постоянном увеличении потребления, и пропагандисты всех мастей, и одержимые различными идеями «проповедники», и адепты различных деструктивных движений – все до единого используют одну и ту же функцию условного экрана, подмеченную Трифоновым. Она заключается в заполнении пустоты, любой – интеллектуальной, духовной, душевной и деятельностной.
С каждым годом все больше убеждаемся, что человек, долгое время потребляющий видеоконтент, не может без него обходиться, так же как наркоман без ежедневной дозы. Ему становится мало того, что он видит, поэтому с каждым днем хочется все больше и больше. Пассивный потребитель контента получает иллюзию бурной и интересной жизни. Он ощущает себя приобщенным к значимому, соучаствующим чему-то очень важному, определяющему. Не важно, что при этом человек смотрит – одну из государственных программ ТВ или популярный канал в YouTube. Именно внутренняя пустота и нравственная незрелость делают его мишенью для любой пропаганды. Владеющий умами владеет миром. Теперь никому, даже детям, не нужно это доказывать. Не случайно мальчики и девочки с первого класса мечтают стать блогерами, потому что знают, что эта «деятельность» приносит и славу, и доход. И вот тут круг замыкается: потребитель и производитель контента начинают мало чем отличаться друг от друга. Язык не повернется назвать начинающих блогеров интересными и творческими людьми. Плагиат и подражание – вот их главный ресурс. И это легко объяснить: чем раньше человека подсаживают на иглу экрана, тем меньше у него шансов наполниться настоящим (знаниями, жизненным и эмоциональным опытом, духовностью). Пустой сосуд в настоящее время интересен многим. Критическое мышление, напротив, все менее приветствуется.
Но не все так печально. Пустота может расширяться, но не может долгое время продуцировать саму себя. Есть и ей предел. Умные и интеллигентные люди, конечно, тоже начинают появляться на экранах, хотя пока, увы, значительно реже, чем их антиподы. Прослойка тонка. Всегда была, но сегодня истончилась до предела. А ведь нельзя было сдавать позиции. Слишком поздно интеллектуалы поняли, что нужно завоевывать экраны. Сейчас настоящая (а не назначенная сверху) интеллектуальная элита наверстывает упущенное. Возможно, отвоевать позиции получится, я в это верю. Если нет, то не на что будет больше надеяться.
Есть и еще один повод для осторожного оптимизма. Прошло менее половины срока, намеченного Трифоновым, но именно экран стал в жизни человека главным – и воспитателем, и учителем, и властителем дум. Теперь уже ни семья, ни школа, ни традиция, ни решения Политбюро или парламента, ни тем более Министерства просвещения не имеют над молодыми людьми прежней власти. Не официальные структуры определяют содержание жизни большинства населения планеты. Задавая формальные границы жизнедеятельности, официоз не имеет ни малейшего воздействия на души и умы молодежи. И какие бы запретительные меры ни применяли власти в надежде удержать бразды правления, как бы ни трудились пропагандисты на ниве всеобщего одобрения и единомыслия, прошлое вернуть не удастся. Как постройка дамбы лишь временно сдерживает бурный напор воды, так и принудительный возврат к архаике способен лишь ускорить рывок в будущее.
Вера КОСТРОВА
Комментарии