search
main
0

Преданья старины глубокой

Педагог оказывает на ребенка большое влияние, поскольку в обществе воспитателя малыши проводят значительную часть времени: ребята прислушиваются к каждому слову взрослого, стараются походить на него во всем. Поэтому воспитатель сам призван быть достойным гражданином и патриотом, знать историю и культуру своего народа, в его глазах дети должны видеть неподдельный интерес к жизни далеких предков, «преданьям старины глубокой».

Главным союзником педагога в решении этой задачи становится народное творчество. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Я обратилась к теме русского народного костюма. Почему? Он сохранился до наших дней, по-прежнему волнует воображение, восхищает гармоничной красотой. Именно о нем можно сказать: «Все то, чего коснется человек, озарено его душой живою» (С.Маршак). Но костюм не только сохранился – он вдохновляет современных модельеров на создание новых образов. Вячеслав Зайцев черпает вдохновение в старинных нарядах, а визитной карточкой Валентина Юдашкина стала русская вышивка.

Свое знакомство с этой темой я начала с посещения музеев. Первым был Музей декоративно-прикладного искусства, затем музей-усадьба Виктора Васнецова – замечательного художника-сказочника, собирателя русских народных костюмов.

Случайно мне в руки попалась книга Ф.Пармонта «Русский народный костюм». По старинным выкройкам из этой книги я сшила себе и детям наряды, разработала систему занятий по ознакомлению с предметами русского народного костюма, сшила костюмы для дидактических кукол Дуни, Вани и домовенка Кузи, создала альбом «Русский народный костюм». Усвоению материала помогли дидактические игры «Укрась кокошник узором», «Одень куклу в русский народный костюм», «Сложи узор в полосе», «Дорисуй красавицу», «Дорисуй узор».

Вместе с коллегами мы провели тематическую выставку, а потом мы решили создать в нашем саду кабинет декоративно-прикладного искусства, где дети могли бы знакомиться с промыслами прадедов и историей русского народного костюма.

Нельзя обойти вниманием знакомство детей с творчеством художников-иллюстраторов – Е.Рачева, Ю.Васнецова, Т.Мавриной, В.Конашевича, – а также с работами русских художников – A.Венецианова, И.Аргунова, В.Васнецова, которые изображали своих героев в русских народных костюмах. Ребята с удовольствием наряжаются в народные костюмы, поют старинные песни, водят хороводы, играют в русские народные игры.

Занятия по изобразительной деятельности я сочетаю с устным народным творчеством и народной музыкой. Дети охотно выполняют задания по предложенной мною тематике под названием «Портрет золотой осени», «Одень куклу в сарафан», «Добры молодцы и красны девицы». Их работы меня очень радуют. Большой популярностью у детей пользуются викторины «По страницам русских народных сказок» – «Хочу все знать», «Путешествие в страну знаний».

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал К.Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Я всегда рядом с детьми: на занятиях, на празднике, на прогулке, всегда готова прийти на помощь.

Мне близки слова Д.Лихачева, который писал: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь самому духовно. Патриотизм – это даже не чувство, а важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа…»

Татьяна Петрова, воспитатель детского сада №1623

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте