search
main
0

Прецедент джилбаба. Британская школьница выиграла дело в суде

После упорной и продолжительной судебной баталии британская школьница Шабина Бегум мусульманского вероисповедания отстояла право ношения в школу традиционного мусульманского одеяния – джилбаба.

Аналогичный спор вспыхнул два года назад во Франции, чьи политики объявили категоричное «нет» ношению религиозных символов в общественных местах, включая учебные заведения. С точки зрения гражданского общества, заявляли инициаторы запрета, религиозно-этнические одеяния и аксессуары работают не на его объединение, но на разделение. Между тем Британия, страна, в которой проживают несколько миллионов мусульман и где в ряде школ страны две трети учащихся – мусульмане, никогда и не выставляла своим гражданам столь ультимативных требований. В частности, ношение мусульманского платка – хиджаба – было и по сей день остается вполне приемлемой формой одежды для школьниц и студенток Британии. Не возражает администрация школ и против ношения их ученицами-мусульманками шальвар-камиз – платьев до колен, надеваемых поверх шаровар.

Однако для Шабины Бегум, учащейся средней школы Лутона, расположенного в пригороде Лондона, разрешения на шальвар-камиз оказалось недостаточно. Все возрастающий интерес к религии привел девушку к желанию носить более радикальную одежду – джилбаб – длинную черную накидку, укутывающую голову и всю фигуру в целом и оставляющую неприкрытыми лишь лицо и кисти рук. Директор школы от этой идеи в восторг, однако, не пришла. Подобный стиль одежды, во-первых, не соответствовал, по мнению директора, гигиеническим нормам, во-вторых, доводил до крайности несоответствие с одеждой остальных школьников и способствовал разделению мусульман-учащихся. Директор школы запретила Шабине приходить в учебное заведение в джилбабе. Подобное право у английских школьных директоров имеется, если учащийся категорически отказывается носить допустимую нормативами форму одежды. Пятнадцатилетняя на ту пору Шабина сделала свой ход «конем»: она подала на школу в суд, обвинив дирекцию в том, что она нарушает право на свободу вероисповедания и на образование.

Однако судья Верховного суда не встал на сторону «бунтовщицы». Он признал, что школьная форма призвана содействовать развитию многокультурного, полиэтнического общества и что меры, принятые администрацией школы в Лутоне, не нарушают прав и свобод учащихся.

Проигравшая сторона обратилась в Апелляционный суд. И вот по прошествии полутора лет вердикт был вынесен: Апелляционный суд постановил, что исключение было незаконным и что школа в городе Лутоне нарушила право своей ученицы на свободу вероисповедания. Джилбаб победил. Шабина получила право носить его в школу.

Созданный Шабиной Бегум прецедент поставил в сложное положение школы страны. Как заявил со страниц газеты «Таймс» представитель Ассоциации средних школ Англии, «из этого решения суда неясно, что же ожидается от школ. С одной стороны, школы имеют право устанавливать форму одежды, с другой – ученики имеют право с этим не считаться».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте