близнецы-братья
Вечер занимательной химии
Цели проведения вечера:
1. Развитие интереса к предмету химия.
2. Углубление и закрепление знаний по химии.
3. Экологическое воспитание, привлечение внимания к проблеме качества питьевой воды в селе Бубново.
Подготовка к вечеру начинается заранее – за неделю до его проведения. Выбираются ведущие: Королева химии, старик Хоттабыч, Волька. Для них готовятся костюмы. Из учащихся старших классов набираются две команды, которым предлагается подготовить один из отделов выставки достижений химии в виде стенда, коллекции материалов и т.п. Выбираются члены жюри.
Зал, где проводится вечер, красочно оформлен. На стенах портреты отечественных ученых-химиков, их высказывания о химии. На полках расставлены коллекции “Искусственные материалы”, “Химия в быту” и т.д. Начинается вечер с выхода на сцену ведущих.
Старик Хоттабыч (в красивой чалме, халате и с небольшой бородой): О, превосходнейший из отроков, звезда сердца моего, Волька ибн Алеша, что за люди собрались в этом зале?
Волька: Это знатоки химии – науки о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Старик Хоттабыч: О, презренные! Только самый могучий и прославленный во всех четырех странах света джин Гасан Абдурахман ибн Хаттаб – знаток всех превращений.
Волька: Давай проверим знания этих ребят. Только для этого нам нужна помощь Королевы химии.
Хоттабыч: Повелевай мной, о юный господин, и я доставлю в этот зал кого угодно!
Волька: Тогда пригласи к нам Королеву химии для проведения химической викторины.
Хоттабыч произносит заклинание над фарфоровой ступкой (в ней заранее приготовлены реактивы для опыта) и касается смоченной водой стеклянной палочкой реакционной смеси. После появления облака гаснет свет. На сцене появляется Королева химии.
Опыт
В ступке смесь порошка металлического алюминия и сухого йода. Йода около 10 г, алюминия в избытке (в два или три раза больше) по сравнению с требуемым по уравнению реакции. Если к этой смеси прибавить 2-3 капли воды, то через некоторое время (от нескольких десятков секунд до 2-3 мин.) начинается бурная реакция образования иодида алюминия.
2Al + 3J2 = 2AlJ3
Реакция сопровождается яркой вспышкой (смесь сильно разогревается, и часть йода возгоняется, образуя фиолетовое грибообразное облако). Вода в реакции играет роль катализатора.
Королева: Меня ждали в этом зале?
Волька: Ваше Величество, разрешите наш спор, помогите выяснить, знают ли химию присутствующие здесь ребята.
Королева: Хорошо, сейчас я буду задавать вопросы и выдавать по красной звездочке за каждый правильный ответ. В конце вечера каждая звездочка будет оцениваться в один балл.
Королева зачитывает вопросы.
1. Какой элемент не имеет постоянной “прописки” в Периодической системе химических элементов? (Водород).
2. Какой элемент всегда рад? (Радон).
3. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
4. Какой неметалл является лесом? (Бор).
5. Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).
6. Какой элемент вращается вокруг солнца? (Уран).
7. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
8. Какие химические элементы утверждают, что могут “другие вещества рождать”? (Водород, кислород, углерод).
9. В состав названия какого металла входит дерево? (Никель).
10. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).
11. Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий, полоний, радон, нильсборий).
12. В состав каких химических элементов входит напиток морских пиратов? (Бром, хром).
13. Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей? (Цирконий).
14. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан).
15. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета человека или животного? (Серебро).
16. Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, итрий).
17. Какой химический элемент можно получить из электронной лампы, если отколоть от нее небольшой кусочек (Диод-иод).
18. Какие элементы являются музыкальными? (Водород, серебро, кадмий, рений, гольмий, фермий, кобальт).
19. Какой химический элемент, хотя и частично, может присутствовать на футбольном или хоккейном матче? (Гольмий).
20. Какие химические элементы являются близнецами? (Празеодим и неодим).
Королева: А теперь, ребята, вам придется расшифровать метаграммы, которые прочитает Волька.
Волька зачитывает метаграммы и выдает командам по 2 карточки с ними. Жюри оценивает скорость и правильность ответов.
МЕТАГРАММЫ
1. Элемент четвертой группы
Перед всеми на виду.
Стоит Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан-тиран).
2. Живут два братца в микромире,
свойства их полезно знать.
у А – восьмерки на квартире
у О – квартира 45.
(Радий-родий).
3. С М – единица,
С Б – я в больнице,
С Р – я на сцене,
А с С – на столе.
Кто мы такие?
Скажите-ка мне!
(Моль, боль, роль, соль).
4. Есть в языке нашем чудное
слово,
И четверо школьников спорят
о нем.
Младший сказал: “Это лес
только хвойный”.
Второй возразил: “Элемент
так зовем”.
Третий воскликнул без тени
сомненья:
“Это, друзья, инструмент
для сверленья!”
Тут молвил четвертый: “Секрета
здесь нет,
Про эту фамилию знает
весь свет”.
Не спорьте, ребята, здесь все
вы правы:
Четыре омонима встретили вы.
Чудо на этом совсем
не кончается –
Слово в другие легко
превращается,
Если У к нему подставить –
Его ты сможешь надевать.
Если к слову Т добавить –
Преградой сможет всюду встать.
Вместо Т добавить А –
Подуют сильные ветра.
(Бор, убор, борт, бора).
Хоттабыч: О, Волька, лучший из Волек, ты задаешь слишком легкие вопросы. Позволь мне проверить знания этих ребят.
Волька: Пожалуйста, Хоттабыч, что же ты хочешь спросить у них?
Хоттабыч: О, Волька, ребятам придется выполнить практические задания по исследованию качества воды, которую пьют все жители нашего села.
Каждой команде выдаются реактивы и колбы с водой и задания на карточках.
ЗАДАНИЕ 1. У вас в колбе жесткая вода из нашего школьного крана. В ней содержатся ионы Ca и Mg. Что происходит, когда эту воду без смягчения направляют на нужды села, например в котлы школьной котельной? А как действует жесткая вода, когда готовят пищу, стирают белье?
Определите ионы в воде с помощью реактивов и по таблице.
Оборудование: 1. Колба с жесткой водой (в воде Белгородской области большое количество ионов Ca, Mg, но можно добавить CaCl).
2. Раствор Na2CO3
ЗАДАНИЕ 2. У вас в колбе вода из колонки нашего села, в которой содержание ионов железа превышает предельно допустимые концентрации.
Определите цвет и прозрачность воды, попробуйте определить с помощью реактивов и по таблице.
Сделайте вывод: чем опасны ионы Fe3+ для человека? Как в бытовых условиях проявляется избыток ионов Fe3+ в воде?
Учащиеся проделывают опыт и отвечают на вопросы заданий.
Хоттабыч: Ребята прекрасно справились с моими заданиями. Я так волновался за них, что в горле пересохло. Можно я выпью чая с сухариками?
Волька подает Хоттабычу стакан с жидкостью цвета чая и белый сухарь. Хоттабыч берет сухарь и смачивает его в поданой жидкости -сухарь синеет.
Хоттабыч (возмущенно): Безобразие! Ты же меня можешь отравить! Что ты мне принес?
Волька (смущенно): Простите, Хоттабыч, я, наверно, перепутал стаканы!
Хоттабыч: Ну ладно, не будем ссориться!
Королева: Ребята! Вы можете мне обьяснить, что же принес Волька вместо чая, что произошло с сухарем?
Ребята отвечают: в стакане был раствор йода. Крахмал, содержащийся в сухаре, посинел. Команда, давшая ответ первой, получает балл.
Королева: Сейчас жюри подсчитает набранные командами очки. Болельщики тоже могут помочь своим командам. Давайте проведем игру со зрителями. За каждую названную фамилию отечественного ученого-химика вы получите звезду. Заработанные звезды вы можете передать команде, за которую болеете.
Королева: А теперь заключительная часть нашего вечера – конкурс капитанов. Каждый капитан получит карточку с головоломкой, и кто первый разгадает свою задачу, получает балл для своей команды.
Хоттабыч: Я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист. Кто моей беде поможет? В чем тут дело?
Волька: Хоттабыч, разреши мне помочь тебе.
Он нагревает лист бумаги над пламенем. Надпись была сделана раствором серной кислоты, при нагревании серная кислота становится концентрированной, она обугливает бумагу, и надпись проявляется.
Королева (читает): Спасибо всем, кто принял участие в подготовке и проведении вечера, за хорошие опыты.
Хоттабыч (обращаясь к зрителям): Спасибо вам за то, что вы оценили наш труд, за внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере, разгадывая наши “чудеса”.
Волька: Теперь вы видите, что ничего “чудесного”, таинственного во всем, что было представлено на вечере, нет, что химия дает возможность понять и обьяснить все эти явления.
Королева: Теперь жюри подведет итоги.
Победившей команде Королева вручает торт. Участники, набравшие большее количество звезд, получают пятерки по химии.
Людмила БОРОДИНА
Белгородская область
Головоломки
1. Сообщение о великом открытии
Известно, что первое сообщение об открытии Периодического закона было сделано на заседании Русского химического общества в начале марта 1869 г. Н.А.Меньшуткиным – одним из его основателей, от имени отсутствующего в то время в Петербурге Д.И.Менделеева. Правильно разгадав головоломку, вы прочитаете название этого доклада.
(О соотношении свойств с атомным весом элементов).
2. Изучайте…
В этой головоломке зашифрованы слова М.Горького, высказанные персонажем пьесы “Дети солнца” Протасовым. Найдите ключ к разгадке, и вы узнаете рекомендацию писателя.
(Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию).
Комментарии