Что такое презентация? Это теперь знает каждый. Но если вы получили приглашение на презентацию курса “Живое право”, то это и праздник, и обучение, и сюрприз. Тем более что она состоялась в Шуваловском дворце. Выбор места проведения – это уже сюрприз: центр города (удобно всем добираться) и красивейший дворец, где не каждый бывал. Нас пригласил Институт права им. Принца П.Г.Ольденбургского, где создается и осуществляется проект “Живое право”. Мы – это ученики школ, где уже преподается этот курс, это учителя, которые ведут “Живое право”, и те, которые не ведут и не знают об этом курсе. Это руководители школ, районов, города, депутаты, руководители администрации города, методисты и многочисленные гости из регионов России (Псков, Киров, Дагестан, Орел, Мурманск, Пермь, Самарская обл., Свердловская обл., Москва) и США. Нас более 200.
Вел первую часть семинара Виктор Пронькин, ректор института права и один из авторов программы и учебника “Живое право”. Все шло в духе “Живого права”: создание атмосферы, настроения. Были представлены соавтор Аркадий Гутников, друзья и учредители “Живого права”, зачитаны приветствия от первого заместителя министра Дагестана Н. Мусалаева, главы департамента Кировской обл. – А. Чурина, исполнительного директора “Street Law”, профессора Эдварда О’Брайэна, профессора университета г. Дурбана (ЮАР) – Девида Макквойд Мейсона, председателя комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания г. С.-Петербурга – Л. Романкова. Прозвучали приветствия из зала. Были показаны философия, содержание и методика “Живого права”.
При этом не читали нудного доклада. Все было оформлено в хорошо проработанных плакатах, которые раскрывали аспекты “Живого права”, и только некоторые пояснения потребовались от ведущего. И самое интересное, что ведущему помогали дети, ученики 147-й школы, которые показали несколько фрагментов уроков “Живого права”: как можно разрешать конфликты с помощью третьего лица (медиатора), фрагмент суда (казнить нельзя помиловать). А затем было представлено ток-шоу – тема “Задачи гражданского образования на современном этапе и пути их решения”. На сцену пригласили гостей (методистов, психолога, депутатов). Вел Аркадий Гутников. В зале установили открытый микрофон. И зал был вовлечен в работу. Интерактивная методика в действии. Конечно, тема трудная. Но она вызвала много интересных мнений, суждений. Главное, что было создано настроение, появилось желание общаться и взяться за “Живое право”. Далее нам предложили разделиться на группы: 1-я – ученики, 2-я – учителя, ведущие “Живое право”, 3, 4, 5, 6-я – учителя и гости, не ведущие “Живое право”.
И вот работа секций. Я была на секции учеников. Вели ее Оксана Брызгалина и Женя Кемпинская. Началась она со знакомства (все представились). Затем говорили о правах учащихся. А бывает так, что они нарушаются в школе? Учителями. Учениками. Особенно старшеклассниками по отношению к младшим, и не только. А права учителя в школе? Не нарушаются ли они? Как сделать так, чтобы не было нарушения прав? Дети внесли много предложений. Ученики 147-й школы рассказали, как на уроке “Живого права” составляли “Правила поведения в классе” и как они им следуют даже на других уроках. А группа Жени Кемпинской рассказывала о составлении проекта Декларации прав ученика. Это было несколько минут. Но какой важный вывод: нужны школьные документы, где будут зафиксированы правила, которые не позволяют нарушать права сторон.
Далее мы разбились на 6 групп: 1-я и 4-я группы получили задание создать ситуацию, где учитель нарушает права учеников; 2-я и 5-я группы – ученики покушаются на права учителя; 3-я и 6-я группы – ученики-ученики. Так и показывали, поэтому было состязание, что интересно, а кроме того, на доске фиксировалось, какие права были нарушены, как можно разрешить эти конфликты. Было очень интересно, жизненно. Но есть подход: создание правил – это очень важно, если и учитель берет на себя обязательства. В других секциях тоже шла работа. В одной из них учителя составляли законы, которые должны передать Законодательному собранию С.-Петербурга. Это учителя-новички. Вот они участвуют в интерактивном уроке. И, как ученики, понимают, как трудно проходит закон и как трудно заниматься законотворческой работой. Эта ролевая игра пришлась по душе всем. В других секциях новичков давались темы: “Государство и конституция”, “Права и обязанности учащихся”. Те, кто был знаком с “Живым правом”, на секции говорили и о радостях, и о трудностях преподавания. Например, в 8-х классах уже есть и книга, и разработки, и семинары, а что делать в 9-х?
Наконец, все в Белокаменном зале. Большинство высказывают желание работать с этим курсом! Организаторы вручают всем сертификаты об успешном выполнении программы конференции, предлагают заполнить анкету о возможности участия в клубе “Живое право”. И каждому участнику презентации – последний сюрприз: учебник “Живое право”, проект книги для учителя и игра “Государство”. Мы возвращались, полные благодарности организаторам конференции, координаторам, тренерам. Они проделали огромную работу, но, как в балете, мы не видели их трудностей, их усталости, мы ощущали результаты труда, искрящиеся улыбки, доброжелательность, и все шло с необыкновенной легкостью. Настоящий праздник!
Галина ЛИТЕРАТ,
учитель-тренер, координатор Молодежного центра
по правам человека
и правовой культуре
Комментарии