В стенах школы N 15 города Перми периодически проходят слеты коллективов нескольких школ, которые выступают с постановками (игры, забавы, гадания), посвященными традициям старой Руси. В дни праздника разбросанные по городу островки русской культуры соединяются и образуют неразрывный континент. Дети получают возможность непосредственно прикоснуться к народным истокам. Ниже приводятся примерные тексты выступлений, посвященных древним ритуалам, связанным с тремя осенними месяцами.
СЕНТЯБРЬ
Первая девушка: Сентябрь, или септемврий – слово не русское, оно пришло к нам из Византии.
Вторая девушка: Наши предки называли его рюин, вресень; поляки – вржесень; чехи – заржи; словаки – грудень; другие народы – назимский, лесник, михолчак.
Третья девушка: Народное название сентября – ревун.
Четвертая девушка: Первая неделя сентября у народа известна под именем – Семенской, вторая – Михайловской, третья – Никитской, четвертая – Дмитриевской.
Первый парень: В старой русской жизни сентябрь был седьмым месяцем, а когда год стал с Семена-летопроводства, он был первый. С 1700 года он считается девятым.
Второй парень: Свои именины в сентябре празднуют: Андрей, Фадей, Самуил, Агафон, Тим, Варфоломей, Наталья, Анна, Софья и Любовь.
Первая девушка: Богат сентябрь не только урожаем, но и праздниками. В последний день второй недели (по старому календарю), а в этом году это 29 сентября, празднует русский народ Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня, установленного церковью в воспоминание обретения святой царицею Еленою Креста, на котором был распят Спаситель мира – Сын Божий.
Вторая девушка: Воздвиженье – заключительный день бабьего лета, третья встреча осени. Народ говорил: Воздвиженье – хлеб с поля на гумно движется. “На Воздвиженье птица в отлет двинулась”. В этот день медведь залегает в берлогу.
Третья девушка: По народному замечанию на праздник Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся “сдвигаются”, т.е. сползают в одно место, под землю к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома.
Четвертая девушка: В этот день мужики на весь день закрывали тщательно ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке в мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. В день Воздвиженья крестьяне воздвигали часовни, кресты, соблюдали пост. С Воздвиженья начинали рубить капусту. И называли эту пору “капустницей”.
Первый парень: “На Воздвиженье первая баба – капустница”. Этот день породил такие поговорки “Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут”, “капуста не пуста, сама летит в уста”.
Второй парень: Воздвиженье начинало ряд осенних веселых вечеринок, справляющих и слывущих под именем “капустниц”, не только в деревнях, но и в городе.
Первая девушка: В старину в этот день, принарядившись, хаживали из дома в дом – рубить капусту.
Вторая девушка: Это делалось с веселыми песнями, гостям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавалось угощение, а главное – пироги с капустой.
Третья девушка: Парни высматривали себе невест-“капустниц” – повсюду шли веселье, игры, хороводы, которые потом и приводили к свадьбам, игравшимся на Покров.
Четвертая девушка: Такая почесть капусте ведется из деревень, капуста относилась к святой, священной пище. Долгое время она была единственным источником витаминов у славянских народов.
Первый парень: Ее соком лечили раны, ее листья прикладывали к больным местам. Из нее готовилось много блюд.
Второй парень: Про капусту народом складывалось много загадок. Они вам всем известны (какие?). “Сто одежек и все без застежек”, “Дорогой капитал – всю душу напитал” (щи). “Стоит попок, сам низок, сто на нем ризок” (кочан).
Под дубком, дубком,
Под карандышком
Свилось клубком,
Да не камышком.
(Кочан капусты)
Первая девушка: Когда рубили капусту, пели, шутили, девушки и молодые парни водили игры – хороводы: “Вейся, вейся капуста…”
ОКТЯБРЬ
Первая девушка: Много праздников приходилось и на второй месяц осени – золотницы. В октябре празднуют свои именины: Арина, Трофим, Астафий, Кондрат, Игнат, Фома и Иона, Фекла, Григорий, Устинья, Денис, Ерофей, Сергей, Яков, Осий.
Вторая девушка: Самые почитаемые праздники дошли до наших дней. Это день святого Сергея Радонежского, который праздновался в октябре. Покров его еще называли. Покров – первое зазимье, с этим праздником было связано очень много примет.
Третья девушка: Например, откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы. Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто, – к легкому году, а не чисто – к строгой зиме. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.
Четвертая девушка: А самое главное, что на Покров начинались большие ярмарки, где можно было товар продать, обменять, денежек собрать на будущую свадебку, т.к. недаром октябрь зовется свадебником.
Первый парень: Вторым после крещения важнейшим событием в жизни человека является свадьба. Создание семьи всегда у всех народов связано с различными обрядами. Привыкшие к современным обычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки так тщательно соблюдали последовательность обрядов. А кто знает, откуда произошло слово свадьба?
Второй парень: Есть несколько версий. Это, может быть, имя богини веселья у римлян – Свады, а может, от глагола сводить, соединять. Может быть, от слова “сват”. Но более точная версия происхождения, наверное, от слова “сговариваться”, “договариваться”, т.е. “свататься”.
Первая девушка: А вот как все начиналось. В дом невесты приходили сваты. Это самые уважаемые родственники жениха, а иногда и сами родители жениха. Полномочным послом семьи жениха выступала сваха. В дом невесты она отправлялась поздним вечером, чтобы не застать в семье посторонних.
Вторая девушка: Войдя в дом, сваха обычно не садилась, отказывалась от угощения (иначе дети в будущей семье будут “седунами” и пристрастятся к спиртному).
Третья девушка: Речь свахи начиналась издалека, была околичной, загадочной. Например: “У вас есть товар – у нас купец, у вас есть курочка – у нас петушок. Их надо спарить в один шесток”.
Четвертая девушка: После простодушных с обеих сторон разговоров подносят свахе чарочку зеленого с честью и любовью. Пьют за здоровье друг друга и обсуждают условия бракосочетания, приданое. Отец и мать выбирают со своей стороны свата для окончательных переговоров. Сватовство обе семьи скрепляют сговором и рукобитьем.
Первый парень: Всякий сговор есть начало свадьбы. После него молодые имеют право видеться между собой чаще. Сговор – это помолвка.
Второй парень: После взаимных соглашений молодые обмениваются подарками. Невеста посылает своему жениху вышитую ширинку (полотенце), а жених – ларчик с лентами, иголками и нитками, а иногда сурму, белила, румяна и шелковый платок. А подружкам-сладости.
Первая девушка: Теперь до самого свадебного пира – неделю или больше в окружении подруг, покрытая платком невеста будет плакать. Причитать или плакать невеста начинает уже на просватовстве, а если она не знает причитаний или не умеет их исполнять, то от ее имени выступала приглашенная “плачея”, “выльница”.
Третья девушка: Во время девичника подруги помогают невесте готовить приданое и подарки жениху и родственникам, чтобы не было ей укорушки от своего друга милого.
Четвертая девушка: Накануне свадебного дня, а иногда за день до него подруги топили для невесты баню.
Первый парень: Ранним утром невеста в своих причитаниях обращалась к брату, чтобы он наколол дрова “банички”, просила сестру наносить воды. У бани вставали караульщики. Дорожку к ней украшали березками, а зимой – ветками из веника или елочками.
Второй парень: В бане девушки пели песни-причитания, пили пиво, угощались гостинцами, присланными от жениха.
Вторая девушка: Накануне перед свадьбой невеста оплакивала последнее застолье в своей семье:
Отказывает мне кормилец-
батюшка,
Отказывает мне родима
маменька,
От хлеба, от соли великие.
Третья девушка: По обычаю, подвенечное платье, ботинки, чулки и даже “белила и румяна” дарил невесте жених. Подруги одевают невесту. Она просит не завидовать ее нарядам.
Четвертая девушка: Во высоком новом тереме, во столовой белой горнице, красна девица белится. Она белится, румянится, хорошо снаряжается.
Первый парень: Дружка (друг жениха) подъезжает к дому невесты. Жениха и его свиту он оставляет на дороге. Он угощает вином привратников и придверников – его пропускают в дом. Он узнает, готова ли невеста к приему гостей.
Второй парень: Мать благословляет невесту. Наконец прибывает свадебный поезд, и дружка выкупает место для жениха за столом рядом с невестой.
Первая девушка: Когда невесту выводили из-за стола, она старалась стянуть скатерть, чтобы следом за ней вышли замуж и подруги. Родители невесты ставили молодых на шубу или шкуру медведя (символ богатства) и благословляли милую дочь: со двора повели, за ней коробья понесли.
Конь говорит: не свезу.
Земля говорит: не здыну.
Вода говорит: утоплю!
Вот с такими песнями, причитаниями невесту везли под венец.
Вторая девушка: А венец – всему делу конец. Затем свадебный поезд ехал к дому жениха, и там праздновалась свадьба.
Третья девушка: Величальные песни пелись в честь молодого князя-жениха и княгини, а также их родителей.
Четвертая девушка: Сохранялся обряд на скрепление союза молодых. Они смотрятся в одно зеркало, пьют из одной рюмки, едят один пирог. За свадебным столом их усаживают тесно, “чтобы между ними кошка не пробежала”.
Первый парень: Та свадьба считалась счастливой, на которой бьют посуду. После обеда угощают орехами, пряниками, медовыми коврижками, яблоками, изюмом и сахарными закусками.
Второй парень: Главным танцем был “русский” (он был первым в свадебном гулянье). Это танец страсти, любви, ревности. После русской пляски начиналось разнородное веселье. Веселье продолжалось до полуночи.
Первая девушка: Еще во время веселья молодых уводили в холодную комнату. Во время свадебного пира молодые воздерживались от еды, и теперь им приносили птицу, яйца, вино. Невеста должна была раздеть и разуть жениха. В его сапогах она находила деньги.
Вторая девушка: После брачной постели невеста раздает дары жениху, свекру, свекрови и их родственникам. Через три дня зять с молодой женой приходили на блины к теще.
Третья девушка: Многие элементы обряда и сейчас живут в свадебных действах. Это и помолвка, девичник, подарки для родственников жениха и многие другие.
НОЯБРЬ
Четвертая девушка: Ноябрь – это ворота зимы. Ноябрь – сентябриев сын, зиме родной батюшка. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Первый парень: Важной датой в крестьянском календаре был праздник Казанской богоматери. Его праздновали 4 ноября.
Второй парень: Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет. Казанская – говорили в народе – бабья заступница. В ноябре празднуют свои именины: Артемий, Яков, Дмитрий, Анастасия, Павел и Варлаам, Федот, Михаил, Матрена, Родион, Федор, Филипп, Матвей и Кузьма с Демьяном. Этот день называют в народе Кузьминками.
Первая девушка: Кузьминки – об осени поминки. Если на Козьмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.
Вторая девушка: Кузьма и Демьян – праздник кузнецов, ремесленников и рукодельниц. Его праздновали 14 ноября. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и зовут их бессребрениками.
Третья девушка: С Кузьмы – Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу и обращались к святым, чтобы они помогли им.
Четвертая девушка: Этот день имеет и второе название – курник. С этого дня били кур на продажу. Жарили кочета и курицу, служили молебен в курятниках и кропили их святой водой.
Первый парень: Богатые люди рассылали кур в подарки по своим родным. И эти куры содержались в почете, их кормили овсом и ячменем и никогда не убивали. Яйца, выносимые ими, считались целебными; ими кормили больных.
Второй парень: Кузьминки слыли повсюду девичьим праздником. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, готовили угощения и принимали парней.
Первая девушка: Полагалось каждой девушке принести из дома что-либо съестное в сыром виде. Нередко они обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша. Зачастую наговаривали над кашей колдовской заговор.
Вторая девушка: А затем начиналось гулянье. Это было время, когда парни и девушки знакомились друг с другом, выбирали себе невест. “Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать”.
А.БАЙЧ,
В.КАЗАКОВА
Пенза
Комментарии