О ведической гимназии им.Бхактиведанты, именуемой в просторечии “гурукулой” (что на санскрите – “дом духовного учителя”), “УГ” писала еще в январе 1994 г. Недавно в гимназии состоялось вручение первых аттестатов.
Гимназия им.А.Ч.Бхактиведанты, названная так в честь индийского святого, была основана в 1991 г. Тогда же школу зарегистрировало Министерство образования. Это единственное в Москве и самое крупное в России учебное заведение с ведическим уклоном. Сегодня в ней 44 ученика – в основном дети исповедующих вайшнавскую веру (кришнаизм). Но учиться здесь может любой. Единственное условие – не есть мяса, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь. Игра стоит свеч – в обмен на воздержание от пороков вам гарантируется уникальное духовное знание. Наряду с обязательными предметами, входящими в программу среднего образования, в гурукуле преподаются основы санскрита и ведической философии (веды – это обширный комплекс знания обо всем, что есть во Вселенной и что лежит за порогом чувственного восприятия).
На деле тут нет никакой экзотики. Есть умная, тщательно выверенная система, позволяющая пробудить в ребенке лучшие человеческие качества.
Духовность сама по себе приносит человеку естественную радость, поэтому учеба в Гурукуле не в тягость. Напротив, это – “праздник послушания”. Социологические исследования, проведенные в ряде аналогичных школ на Западе (всего в мире их насчитывается около 30), показали, что учащиеся гурукул куда менее агрессивны, нежели их сверстники из других школ. Кроме того, ученые обнаружили, что “гурукулята”, хоть и мало смотрят телевизор, обладают большим знанием об окружающем мире. В них сильно развито творческое начало. Они с удовольствием поют, рисуют, танцуют, искусно владеют разными музыкальными инструментами, часто выступают с благотворительными концертами на городских массовых гуляньях.
Впрочем, у ведической гимназии есть и проблемы, прежде всего финансовые. Все нынче дорого! Особенно если учесть, что у школы нет собственного помещения.
Что касается дальнейшей карьеры первых десяти выпускников, то большинство из них теперь намерены поступать в обычные учебные заведения разного профиля – от музыкального до экономического. Несколько юношей и девушек продолжат свое духовное совершенствование в вайшнавских высших учебных заведениях в Индии.
Юрий ПЛЕШАКОВ
Комментарии