Ожидание Нового года всегда оставляет в памяти самые теплые воспоминания – светящаяся елка, лианы мишуры по дому, хлопушки с сюрпризами, шоколадные конфеты в золотой фольге и волнующее предчувствие чудес, подарков. Этот праздник приходит как финал, завершение еще одного прожитого года. Для Московского городского Дома учителя, как и для всей страны, этот год был разным: удачным, оптимистичным, неожиданным…
Для Дома учителя год имел особый знак и символ: мы отмечали юбилей – 70‑летие Московского городского Дома учителя как городской структуры московской системы образования. Такие даты заставляют и человека, и целый коллектив обернуться назад, подумать, иногда удивиться, а потом пристально всмотреться и в сегодняшний день, скорректировать стратегию и планы. Интересно вернуться к истокам, чтобы осознать неслучайность появления нашего Дома учителя и значительность факта его присутствия в структуре образовательного пространства нашей столицы. О многолетней творческой и профессиональной биографии этого дома московских педагогов мы решили написать книгу. Она получилась небольшой, но достоинства подобных изданий не в величине формата, а в достоверности изложенных фактов, событий. Кажется, с этой задачей мы справились: изучили архивные материалы, восстановили старые фотографии, публикации, собрали воспоминания ветеранов. Главная цель нашей работы – сохранить частицу памяти о жизни московских педагогов, но не только о результатах их работы, а о том, какими духовными запросами и интересами жили учителя.
Опыт прошлого пригодился и нам: он укрепил сознание коллектива, что наши планы и работа в этом году – это продуманное соединение традиций с ритмом XXI века, с сегодняшним днем. Работа Дома учителя в уходящем году была наполнена творческими планами, значимыми событиями, рождением новых замыслов. Две самые нуждающиеся в постоянном внимании учительские аудитории – молодые специалисты и ветераны педагогического труда – были в центре наших планов и мероприятий. А сами мероприятия – экскурсии, работу кружков самодеятельности – мы строили в соответствии с задачами, которые востребованы самим временем.
Наши планы мы сверяли и корректировали в соответствии с Указом «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Все экскурсии, которые были предложены ветеранам педагогического труда, молодым педагогам, в своей тематике были обращены к проблеме исторической памяти, патриотизму, преемственности поколений. Ветераны побывали на экскурсиях, тематически связанных с событиями Великой Отечественной войны: «Волоколамск – Ярополец», «Ржев – город-герой». Такие экскурсии ветераны воспринимают по-особому, ведь это не только наша история, это часть незабытого детства старшего поколения.
И если мы сегодня говорим о гражданственности, служении Отечеству и ответственности за его судьбу, то учителям надо дать возможность вспомнить, увидеть, осознать те исторические факты, которые формировали высокие нравственные идеалы. крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России. В этом году мы и культурную программу соотнесли с особенностью исторического времени. Ветеранам педагогического труда посчастливилось соприкоснуться с силой гармонии и духа великого российского искусства на концертах Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого, хореографического ансамбля «Березка», Государственного академического воронежского русского народного хора имени К.И.Массалитинова.
Ветераны педагогического труда школы №1619, СЗАО, вспоминают о концерте хора имени Пятницкого:
– Это коллектив, который чтит традиции русского народа! Патриотизм, энергия, сильные голоса, красивые танцевальные движения! Удивляет, насколько качественно артисты умеют одновременно петь и танцевать, а музыканты оркестра, аккомпанирующие артистам, – виртуозно владеть различными инструментами. Помимо русских народных песен «Ой, вставала я ранешенько», «Во саду ли, в огороде», «Я на печке молотила» звучали более современные «Ходят кони» Дашкевича, «Мы пойдем с конем» Матвиенко, а песню «От героев былых времен» зал слушал стоя. Мощно прозвучали «Ой, туманы мои, растуманы», «По диким степям Забайкалья» и «Живи, страна!». Послушав такое исполнение, испытываешь гордость за страну!
Много внимания было уделено молодым специалистам, среди которых немало учителей, которые не просто только начинают работать в школе, но и недавно живут в столице. Кроме психологической и профессиональной поддержки молодые педагоги получили возможность активно осваивать культурное пространство Москвы. Мы предложили им ознакомиться с самыми разными театрами, а значит, и разными жанрами нашего театрального искусства – от балета Минкуса «Дон Кихот» до классических спектаклей Малого театра по пьесам Островского. Такая просветительская программа для молодых педагогов сегодня необходима, ведь с учеником педагог может поделиться только тем, чем сам богат. Доминантой просветительской работы с молодыми педагогами недавно стала поездка в Переделкино, в котором каждый дом, каждая аллея – это ожившая память о тех людях – писателях, композиторах, поэтах и ученых, – которые навсегда останутся авторами и создателями нашей национальной культурной традиции в ХХ столетии.
И как не вспомнить Евгения Евтушенко!
Так вышло, что живу я в Переделкино.
Когда пишу, в окне перед собой
я вижу в черно–белых прядях дерева
сосулек гребень темно–голубой…
И можно ли с усталостью мириться мне,
когда, старейший юноша в стране,
на мотоцикле вежливой милиции
Чуковский в гости жалует ко мне?
Все участники наших проектов, педагоги разных предметов, были объединены еще одним событием – Годом педагога и наставника. Этому мы посвятили большую и обстоятельную конференцию, итогом которой стала публикация учительских исследований по истории нашей педагогики.
А тем временем наши хористы, музыканты, танцоры, артисты радуют зрителей, среди которых не только учителя, но и жители города. Утвердилась новая традиция: все творческие коллективы регулярно выступают в Поведниках – филиале МГДУ.
Хочется надеяться, что наш коллектив, в котором нет равнодушных людей, сохранил лучшие традиции Дома учителя, не растерял всего того, что было создано до нас, и привнес много нового, интересного, жизненно важного с поправкой на время в профессиональную учительскую среду. Мы готовы работать для наших учителей и ветеранов педагогического труда, для молодых специалистов. Работать с удовольствием, работать на результат, сохранять традиции и совершенствоваться, развиваться, быть полезными и нужными. Ведь жизнь меняется только тогда, когда меняемся мы. Мы имеем все возможности для исполнения наших планов: постоянное внимание и поддержку Департамента образования и науки, Правительства Москвы и возраст Дома учителя. 70 лет – это возраст мудрости и зрелости. Мы одолели этот рубеж, потому что рядом были вы, наши помощники, друзья, единомышленники, поддерживающие нас советом, делом, участием во всех планах и начинаниях. Мы с благодарностью об этом помним! А всех нас ждет Новый год. Время обещаний и веры в то, что с утра все начнется заново, станет лучше и счастливее. Всех поздравляем, а помогает нам в этом замечательный русский поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов:
Друзья! Настал и новый год!
Забудьте старые печали,
И скорби дни, и дни забот,
И все, чем радость убивали;
Но не забудьте ясных дней,
Забав, веселий легкокрылых,
Златых часов, для сердца милых,
И старых, искренних друзей.
Живите новым в новый год,
Покиньте старые мечтанья
И все, что счастья не дает,
А лишь одни родит желанья!
По–прежнему в год новый сей
Любите муз и песен сладость,
Любите шутки, игры, радость
И старых, искренних друзей.
Лариса ЧЕРНИЧЕНКО, Московский городской Дом учителя
Комментарии