search
main
0

Праздник, на котором смеются, плачут, страдают. Воспитание через художественное творчество

Театр… За этим словом – своеобразное таинство, это особый дух, особые отношения. В нашей школе театр – музыкальный. В этом его особенность и сложность. «Театр – это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся… Праздник, на котором не только смеются, но и плачут, волнуются и страдают…»

Эти слова Г.Товстоногова стали для нас главным стержнем в работе с детьми на протяжении последних двадцати лет.

Нередко бывает так, что в коллектив приходят ребята, которые не отличились с хорошей стороны в учебе, умении себя вести. Как важно обратить внимание на такого человека, поддержать его интерес! А иной раз это оказывается не только поддержкой интереса, но и самого человека, возможностью его самоутверждения. Даже так называемые трудные дети проявляют незаурядные способности в актерском и режиссерском творчестве, активно помогают в организации спектакля. И очень часто оказываются самыми надежными помощниками.

По прошествии некоторого времени перед нами возникла серьезная проблема с репертуаром – интересных музыкальных спектаклей для детей школьного возраста написано крайне мало. И старшие ребята предложили писать сценарии самостоятельно. Попробовали. Вот уж где, действительно, можно убедиться в неиссякаемости детской фантазии! Это настоящее соавторство, где один подхватывает мысль другого, и соавторами в равной степени становятся как дети, так и учитель, который в спорный момент может ненавязчиво повести за собой.

В создании спектаклей участвуют школьники разного возраста: со 2-го по 10-й класс. И это никого из них не смущает, а родители и учителя отмечают в общении детей теплые, дружественные отношения. Занятия в школьном театре не только не мешают учебе, а, наоборот, учат работоспособности, дисциплинируют, воспитывают чувство ответственности, взаимовыручки. Ребенок учится слушать и слышать рядом находящегося человека. Перевоплощение в образы самых разных героев дает возможность детям переживать за них – страдать и наслаждаться, а значит – познавать и себя.

Укреплению воспитательной системы через художественное творчество способствует и то, что с 1990 года школа работает над темой: «Народное творчество как традиционная культура в контексте образования». Выбор этой темы не случаен. Народное творчество – это огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества.

С октября 2002 года школа является экспериментальной площадкой при Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. За эти годы и педагоги, и родители сошлись в главном: вековые традиции народа могут и должны прийти в школу, к детям. Но наша цель – не только познакомить школьников с этими традициями, а заинтересовать, увлечь так, чтобы это стало частью их жизни. Мы осуществляем внедрение аутентичного (authentic – подлинный) фольклора. В основе нашей работы лежит представление о фольклоре как принципиально несценическом явлении, как способе жизни. Особенно важным для нас является то, что школьные традиции выходят за стены школы, и дети продолжают их дома, в лагере, в деревне, в другом учебном заведении и т.д. Главной особенностью включения аутентичного фольклора является постепенность и своевременность (с учетом народного календаря и других особенностей фольклора), когда на протяжении всех школьных лет происходит вживание детей в традиции фольклора, как это было в жизни самого подлинника.

В работу включены ученики разного возраста, а также и их родители, что создает единое воспитательное пространство, обеспечивает единство школьного, дополнительного и семейного образования в сотрудничестве детей и взрослых, учителей и родителей. «Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в жизни… творчество».

Галина СОКОЛОВА, учитель музыки и МХК средней школы №1004

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте