Октябрь. Школьный двор. Суматоха. Воздух звенит от разгоряченных детских голосов. Группа ребят преодолевает препятствие из восьми пустых стаканчиков.
Это один из этапов соревнования. За успешное завершение конкурса всем участникам команды – бумажные сердечки. Чуть подальше – танцы с веселым клоуном. Визг. Радость. Ребята, взявшись за руки, водят хоровод. Девочка на ходунках тоже пытается попасть в общий ритм. Она не может танцевать так же, как ее сверстники, но это не повод оказаться в стороне от общего веселья. Рядом за столами школьники раскрашивают бумажных человечков, чтобы потом прикрепить их на большую доску, символизирующую идеальную школу, где «Дети должны учиться вместе». Это название и главный лозунг праздника, организованного общественной организацией инвалидов «Перспектива» при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ для учеников инклюзивных классов из московских школ и воспитанников художественного реабилитационного центра «Дети Марии».
Только когда участники праздника начинают подниматься по лестнице на четвертый этаж московского центра образования №1447, где проходит мероприятие, становится заметно, что дети не совсем обычные: кому-то тяжело идти по лестнице, кого-то несут на руках…
Этот центр – одно из немногих мест в Москве, где стараются не замечать различия между детьми. Равные возможности для разных детей – основной принцип инклюзивного образования. Но сделать это очень трудно. Проблемы связаны не только с тем, что дети с «особыми потребностями» часто признаются необучаемыми, и не в том, что школы, как правило, архитектурно недоступны для детей- инвалидов. Пожалуй, самая тяжелая проблема, с которой сталкивается инклюзивное образование, – это психологический аспект. Родители здоровых детей часто не готовы мириться с мыслью о том, что их дети будут учиться вместе с инвалидами. Приходится бороться со стереотипными представлениями, что ребенок с отклонениями плохо обучаем и его присутствие в классе негативно влияет на успеваемость других ребят. Трудно бывает привыкнуть к тому, что единственное отличие инвалида – внешность, манера общения или непривычный метод передвижения. В педагогическом мире не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения. Детская психика более гибкая. Самый главный вопрос, который ставит перед обществом сегодня инклюзивное образование: как сделать так, чтобы дети с отклонениями не превращались в маугли?
…На четвертом этаже ребят ждет небольшой концерт молодого актера и певца Алексея Воробьева, который в прошлом году на встрече Всемирного молодежного совета ООН был выбран послом доброй воли в России. Алексей начинает петь, а ребята танцуют, ничего не стесняясь. Радуга из воздушных шаров над сценой ходит ходуном, а уши закладывает от смеха.
Комментарии