search
main
0

Праздник, который всегда с тобой. Петь, учиться и делать тысячу дел одновременно – вот искусство жизни 1529-й

– Ты что, не знаешь, что такое филогенез? – первое, что я услышала в гимназии №1529. Один симпатичный паренек лет тринадцати вопрошал двух других и тут же сам выдал определение. – Ну ты умный! – словно прочитал мои мысли один из тинейджеров.Ребята прошли мимо меня по холлу, уже хохоча над собственной серьезностью. Однако мы получили сигнал: особенные дети. В развитие и воспитание учеников здесь вложено много ума и сил – и собственных, и учителей, это читалось в блестящих глазах, в особой печати интеллигентности, которую не купить. Такие лица сейчас, что греха таить, редкость. А тут – целая школа.

В​ сопровождении нашего гида – завуча и словесника Юлии Кузнецовой – проходим по школе. В ходе прогулки Юлия Константиновна успевает окинуть любящим и строгим взглядом локальный участок гимназии, с тем перекинуться шуткой, этого пожурить. А мы убеждаемся, что обстановка здесь особая,  и дело не в мягкой мебели и большом аквариуме в холле или кабинетах, оборудованных мультимедийными досками, (многие столичные, да и не только, школы уже могут себе такое позволить), а в пространстве, насыщенном знаками, внятными для всех. Вот самый большой: прямо напротив входа огромное панно с военной баталией 1812 года. Александр Сергеевич Грибоедов, чье имя носит гимназия, наверное, оценил бы воссоздание духа высокого и при этом ненавязчивого патриотизма. На стенах – портреты героев 1812 года, гравюры и картины с видами старой и новой Москвы, в последнем случае это зачастую работы выпускников гимназии. Вообще все интеллигентно и не напоказ – дипломы и благодарности, которыми можно было бы увешать всю школу, теснятся в коридорчике, ведущем в кабинет директора. Победы в фестивале «Юные таланты Московии», Всероссийском фестивале экранного творчества детей «Весенняя капель», Московском международном фестивале «Одаренные дети»,  можно еще перечислять и перечислять. Медали и кубки за спортивные достижения тоже раскиданы по разным уголкам. Кому надо – увидят. Это школа с историей – говорят стены гимназии, которой уже больше ста лет. А как с чувством историчности учеников? Заходим на урок истории. Учитель истории и обществознания Константин Кусмауль начинает с отсыла на собственный сайт, где он вывешивает задания и объявления. Молодой педагог предлагает одиннадцатиклассникам поучаствовать в семинаре. Ребята проявляют живой интерес.- Обязательным условием участия в семинаре  помимо мозга  является выполнение работы в виде таблицы, – уточняет Константин Петрович. – А то в МГИМО дают лекции, и вам не хватает умения работать со схемами.Мгимошный, как здесь его между собой называют (а есть еще гуманитарный, экономический, медицинский), класс задумывается. Как им, загруженным в вузе курсами по изучению редких языков, хватает сил на какие-то дополнительные семинары по истории?- Сильная мотивация к учебе и отличает наших детей, – поясняет мне после урока Кусмауль. – Они пришли сюда целенаправленно, сдав экзамены, зная, куда хотят поступать. Это дети, которые хотят учиться. О том, что они впахивают, я убедилась, побеседовав с ребятами. Взять хотя бы Мишу Гончарука из 8-го «А». Обычный по здешним меркам парень,  ну придумал вкупе с другими поставить памятник героям 1812 года на месте ставки Кутузова под Калугой, откуда тот двинул свои войска на Малоярославец и переломил ход войны (об этом уже писала «УГ» в №22 от 29 мая этого года), ну увлекается историей, а кто здесь не увлеченный? Интересно, сколько ему приходится трудиться? – Прихожу из гимназии в полпятого, потом у меня занятия с репетиторами (по 4 предметам в разные дни), а потом с шести до десяти вечера  выполнение домашних заданий, – старательно отчитался мальчик.Наличие репетиторов совсем не умаляет усилий педагогов гимназии, просто каждый из гимназистов нацелен на поступление в конкретный вуз, и тут, конечно, нужны углубленные занятия. Остается ли у ребят свободное время?- Конечно, я успеваю писать музыку и программировать, – заверил меня Миша. – У меня времени всегда на все хватает.   – Нас тут учат работать много, быстро, делать тысячу дел одновременно, – пояснила мне еще одна ученица.Вероятно, это одна из составляющих искусства жизни,  которое гимназия считает своей философией. Ну как не идти таким ребятам навстречу? Как не учить их с удовольствием, не выдавать что-то новое и интересное? Учителя и придумывают.Тот же Константин Петрович создал свой исторический сайт, как говорит, по запросу детей. Сейчас вместе с коллегами готовит еще более грандиозный проект – «Дискуссионный клуб», в котором ребята будут обсуждать самые острые проблемы современного общества. Он задуман по-взрослому: вместе со старшеклассниками над сложными вопросами нашего времени будут рассуждать политики, редакторы, журналисты, словом, настоящие эксперты. Идею подали опять-таки ученики. В общем, Познер, держись! Тем более что и свое телевидение – ТИН-ТВ – тут имеется. Телестудия, руководимая опытным телерепортером Евгением Гузеевым, существует уже 7 лет и завоевала множество призов. Прежде всего благодаря новостям, в которые попадают сюжеты и городские, и более дальние (например, из Всероссийского лагеря «Орленок»), и, само собой, школьные. Благо в стенах родной гимназии материала для сюжетов хватает. Вот в кабинете завучей собралась целая группа ребят – идет подготовка к прениям школьной ООН (и это лишь одна из форм общественной активности гимназии). Вдохновитель игр Марина Николаевна Кочергина объясняет новеньким, в чем обязанности пресс-центра и секретариата. Спрашиваю девчат, почему решили поучаствовать в модели ООН.- Это интересно, – говорит семиклассница Даша Пискарева. – Встречаешь много людей, общаешься с ними, узнаешь что-то новое. Для кого-то это первый опыт, а вот для прошлогоднего генсека ООН, одиннадцатиклассника Никиты Воробьева, ролевая игра – большой отрезок жизни и мини-модель карьеры. Начинал-то он в 5-м классе простым секретарем и постепенно дорос до главного по ООН. Несмотря на то что Никиту больше интересует не политика, а экономика и финансы, он считает участие в игре возможностью приобрести «хорошие навыки для будущего и неоценимый опыт общения».Но конечно, активной учебой и общественной работой жизнь ребят не ограничивается. И хотя они распланировали свое будущее минимум на 5 лет вперед («поступлю в Вышку, на факультет МИЭФ, проучусь год и переведусь в США»), это совсем не столь прагматичное поколение, как может показаться. Оказывается, среди ценностей у них на первом месте… семья и любовь, а уже потом самореализация, карьера и прочее. Таковы результаты социологического исследования, которое провела ученица 11-го гуманитарного и просто очаровательная рыжеволосая девушка Екатерина Маслова. Будущий пресс-аташе, а возможно, ученый, Катя и сама мечтает о муже и детях, а также о том, что будет и дальше петь в свободное время, благо наделена красивым, как говорят, голосом, правда, потом, после учебы в вузе. Пока же поет на всех школьных событиях,  например на недавнем турслете, который каждый год проходит в конце сентября. У каждого класса свой маршрут, который надо преодолеть и детям, и учителям, а потом всех ждут костер и конкурс авторской песни. Похоже, нынешним ребятам это нужно не меньше, а то и больше, чем куда менее избалованным советским детям.- Чувствуешь себя действительно одним классом, – с горящими глазами убеждала меня Катя. – И конфликтов никаких нет: если ты медленный, тебя просто подхватят и вынесут. А еще это очень азартно! – Турслет объединяет всю школу, – подтвердила нам и завуч Юлия Константиновна Кузнецова. – Ведь именно здесь зарождаются дружба и взаимопомощь, без которых так трудно жить в наше время.- А как же без костра, без печеной картошки? Почему их детство должно быть обделено этой романтикой? – даже удивилась директор гимназии Марина Анатольевна Соловьева. – Ну может школа Центрального округа хоть раз в году вместе побыть на природе? Да и просто это смена привычных амплуа – ученики, учителя, директор, мы все тут равны. Я сама на турслете в джинсах, за которые обычно ругаю ребят в гимназии.Одна из проблем нынешней школы, по мнению Соловьевой, в том, что ученики чаще всего не живут в одном дворе, как было когда-то. В их жизни уже нет места дворовой культуре, а им этого не хватает – учителя замечают, что после школы они гуляют во дворах рядом с гимназией. Современным детям, столь продвинутым в виртуальном мире, остро не хватает общения и тепла в реальном. Поэтому директор придумала в апреле день здоровья с потрясающим конкурсом «Зверье мое», когда все ребята приводят и показывают друг другу своих кошечек, собачек, попугаев и прочую живность. – Дети преображаются на глазах, – говорит Марина Анатольевна. – Иногда это чуть ли не единственный способ раскрыть ребенка. У нас был случай с мальчиком, который поступил к нам в 5-м классе и очень тяжело приживался, у него не все получалось в учебе, и появилась агрессия. Мы думали уже, что придется прощаться. Но наступил этот день, и Никита пришел в гимназию с двумя своими собачками, вышел на сцену, и мы увидели совершенно другого ребенка, когда он взахлеб рассказывал о своей любви к питомцам. В итоге Никита хорошо окончил школу, поступил в прекрасный институт. Недавно вот звонил его папа и говорил: «Спасибо вам, Марина Анатольевна, что поверили в него».   Я зашла в кабинет директора буквально на пять минут – из-за плотного графика встреч (вот несколько пунктов: «В три я еду на встречу с директорами базовых школ Первого меда, где с нами будет беседовать ректор по итогам прошедшего зачисления, потом я приглашена на презентацию книги родителя одного из учеников, который когда-то у нас учился»). Однако проговорили мы гораздо больше, потому что о своей гимназии Соловьева готова говорить бесконечно. В этот кабинет ведут все дороги гимназии, здесь бьется ее сердце, здесь ее креативный центр. – Есть день, когда я обязательно общаюсь с каждым классом. Это может быть минута-две, но они ждут моего появления. Между нами успевает пробежать какая-то молния.И за эту минуту директору удается разглядеть многое. Например, неестественную худобу одной из гимназисток, которая так переживала из-за развода родителей, что почти совсем перестала есть. Соловьева договорилась с Институтом питания, девочку положили туда и вернули вес с 36 до 44 кг. Ситуация осложнялась еще тем, что она оканчивала 9-й класс и должна была сдавать ГИА. Учителя создали девочке особые условия, оберегали, и экзамены ученица успешно сдала. Родители, выясняя между собой отношения, даже не заметили, что происходит с ребенком, и если бы не «вторая семья», которая на это время оказалась единственной, страшно представить, что могло произойти… Наверное, не только ребята, но и взрослые получили тогда урок искусства жизни, которое состоит и в деятельной любви к ближнему. К счастью, радостей в жизни гимназии гораздо больше, чем драм. Директор 1529-й вообще считает, что в нашей жизни не хватает праздников, которые особенно нужны людям, умеющим упорно и много работать. Тем более что праздники у них не для галочки, а для удовольствия и сделаны с любовью, талантом, буйной фантазией и темпераментом (однажды, смеется Соловьева, при подготовке к одному из концертов даже огнетушитель взорвали).- Мне кажется, в такие минуты и рождается представление о родной школе, – сказала Марина Анатольевна и… отправилась к коллегам смотреть видеоряд, который они приготовили к грядущему концерту на День учителя. В этот день танцуют и поют все. Учителя тоже стараются удивить юное поколение. Так, на сей раз придумали объединиться каждому поколению в разные классы и представить визитную карточку того времени, когда они учились. В одноклассниках у Соловьевой оказались Марина Николаевна Кочергина и Галина Петровна Маркова. Трое солидных, казалось бы, дам хохотали, как девчонки, глядя на танец Калягина из комедийного шедевра «Здравствуйте, я ваша тетя!», и хором подпевали героям «Розыгрыша».- А может быть, споем все-таки «Когда уйдем со школьного двора»? – спросила у «девчат» пани директор. К музыке у нее особое отношение. На каждый праздник, особенно выпускной, Марина Анатольевна поет ту песню, что «звучит у меня в душе». «Ария директора» может быть и лиричной («Одна снежинка еще не снег»), и трогающей до слез («Ты меня не забывай»), и заводной («Буду, буду, буду, буду верить в чудо»). Ну а коронные песни – «Московские окна» и «Город над вольной Невой». При этом она любит делать это в команде,  скажем, пятиклашек, которых убеждает спасать ее, если забудет слова. Так в гимназии и спасают друг друга, любя, творя и учась друг у друга… Кирилл БАЙМАШКИН, студент пятого курса юридического факультета МГУ:- В гимназию я поступил в седьмом классе. Долго выбирали школу, ходили, смотрели, а тут увидел красивый белоснежный дом в тихом переулке в самом центре Москвы, поговорил с учителями и понял – все, остаюсь. И потом ни разу о своем решении не пожалел. Хотя иногда, конечно, бывало трудно: требования здесь, особенно на уроках иностранного языка, необычайно высокие.  Зато потом, поступая в Московский университет, к экзамену по английскому я вообще не готовился. Просто пришел, сдал и с первого раза поступил на юридический факультет. Сегодня могу не только за границей объясниться, такие знания дает сейчас, наверное, любая школа, но и книги на английском читаю, необходимую специальную литературу.Учителя честно отвечали на любые наши вопросы, а мы задавали их много, и не всегда простые и удобные. Несмотря на то что окончил школу уже давно, прихожу сюда регулярно. И не на вечер встречи выпускников  – на нем как раз был всего однажды, а просто забегаю, когда есть время, поговорить с учителями – с преподавателем русского языка и литературы Юлией Константиновной Кузнецовой, с математиком Татьяной Григорьевной Алимовой. Потому что вопросов у меня за эти годы меньше не стало, и здесь, я точно знаю, мне на них обязательно ответят.Екатерина КОЛОДНАЯ, руководитель PR-агентства:- Мой сын Андрей окончил гимназию этим летом и поступил на журфак МГУ, чтобы продолжить династию: мой дед, мой отец и я сама – все мы журналисты. В школе он с друзьями создал собственную музыкальную группу «The Century»,  был главным редактором гимназической газеты, участвовал в деловых играх. В этом, наверное, и есть главное достижение гимназии – здесь ребенок может попробовать себя в самых разных делах. Здорово, что в гимназии столько учителей-мужчин. Детям это важно. Замечательно, что к любому начинанию, и в первую очередь  к самому образовательному процессу, тут неформальный подход. Учителя умеют настроить класс на серьезную учебу, даже если их предмет  непрофильный.  А еще знаете, что меня всегда поражало? Директор Марина Анатольевна Соловьева знает по имени всех гимназистов. А это ведь почти тысяча человек. Екатерина АТЬКОВА, врач:- Моя старшая дочь Татьяна учится в 6-м классе, а средняя Саша занимается на подготовительном отделении. Младшая Наташа еще совсем маленькая, но, надеюсь, когда подрастет, ее тоже примут в гимназию. Чтобы поступить в пятый класс, Таня прошла серьезное тестирование. Это оправданно: требования к учебе здесь необычайно высоки. Несмотря на это, в школу она по утрам не идет, а мчится впереди собственной тени. Дошло до того, что этим летом, отдыхая на море, сидя на пляже и болтая ногами в теплой воде, она вдруг заявила: «Все, в Москву хочу, в школу».Тане легко даются языки – русский, английский, французский. С математикой сложнее, но она без ума от учителя. У Ирины Семеновны Балашовой, она еще и наш классный руководитель, феноменальное терпение и редкий дар внушать любовь к математике даже самым что ни на есть «гуманитарным» детям. Но больше всего, думаю, Таню привлекает в гимназии общение. Директору Марине Анатольевне Соловьевой удалось сохранить дух старой доброй школы, где ребенка уважают не за мамины и папины имя и заслуги, но за собственные успехи и достижения. Танин дед – летчик-космонавт, Герой Советского Союза Олег Юрьевич Атьков. Он поначалу не хотел идти в школу, боялся, что это как-то повлияет на отношение к Тане ее одноклассников. Но в канун Дня космонавтики все-таки надел свой парадный мундир со всеми нашивками и лычками и пришел к ребятам в гости. Показал им замечательную презентацию, ответил, наверное, на сотню вопросов. И поразился их необычайной глубине. Так, одна девочка, совсем еще маленькая, встала и спросила: «Олег Юрьевич, вы семь лет готовились к полету в космос, неужели у вас ни разу руки не опустились, не захотелось все бросить? Как можно столько ждать?» На это наш дед ответил то, что говорил всегда мне и сейчас повторяет Тане: «Что бы ни случилось, нужно идти вперед и никогда не сдаваться!» Да, и самое главное: наши опасения оказались напрасны. После этой встречи никто не стал относиться к Тане хуже или лучше, а по-прежнему, ровно так, как она сама того заслуживает.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте