search
main
0

Праздник, который пока с тобой

Еще в школе, прочитав из любопытства «Записки юного врача», я поразилась пропасти между абстрактностью теории и конкретностью жизненной практики – существованию неизбежной проблемы «вхождения» в профессию. А когда ощутила подобные переживания сама – вновь перечитала Булгакова, угадывая себя.

…До первого открытого урока – 10 минут. Мимо класса проходит пожилая учительница, проработавшая в интернате не один десяток лет, и все с «трудными». Увидев мое волнение, с улыбкой рассказывает о своих открытых уроках. Я жадно слушаю, стараясь не упустить ни слова. Эти десять минут дают мне больше, чем все, что прочитала по педагогике к государственным экзаменам.

Моя дочка в прошлом году пошла в 1-й класс, и я заново открываю школу вместе с ней. С удивлением обнаружила, как в играх она копирует свою учительницу, а сказав что-то важное, поясняет: «Так говорит наша Ирина Лукьяновна!» Я с волнением понимаю, что в наших учительских руках такое сокровище – детская преданность и чистая любовь! Как не спугнуть это чудо строгой моралью, не разменять на безликие оценки, не потушить слезами детских неудач?

В одной из книжек по воспитанию нашла заповеди для родителей. Они меня потрясли, я поняла – это те путеводные ниточки, которые связывают родителя и дитя, учителя и ученика:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким же, как ты, или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не думай, что ребенок – твой. Он Божий.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты даешь ему знание предмета и знание жизни. Он обогатит эти знания своим опытом и передаст их другому, тот – третьему. Это необратимый закон благодарности.

4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше, потому что у него еще нет привычки.

6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка-ученика, мучь, если можешь и не делаешь.

8. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйся, помни, что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

…В этом году закончил вуз мой первый выпуск. В педагогический пошли не все, хотя класс был профильный, многие выбрали более престижные профессии, обещающие «хлеб с маслом». Они каждый год приходят на встречу выпускников, а многие забегают после занятий просто так, просятся посидеть в классе за своей партой, а я с замиранием сердца смотрю в их уже взрослые, серьезные глаза. И как бы между делом спрашиваю: «Ты не читал булгаковские «Записки юного врача»? Советую!»

Наталья ДЕСЯТНИЧЕНКО, учитель информатики школы-интерната №4 Воронежа, учитель года Воронежской области-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте