Чем сегодня, в век гаджетов и новых информационных технологий, может удивить сельская школа? И может ли? Ей трудно угнаться за городскими образовательными учреждениями – в этом нет ничего удивительного: и средств в нее поступает меньше, хоть государственных, хоть муниципальных, и работать она должна с каждым ребенком, с каждым родителем – выбирать не приходится.
И все-таки есть в сельской школе свои, ни с чем не сравнимые преимущества. Только искать их нужно в другой, не материальной плоскости. Возможно, не каждому удастся разглядеть их сразу – ведь главного глазами не увидишь. Но люди с зорким сердцем обязательно их почувствуют. Первым моим впечатлением от Бриляковской средней школы было удивление. Я даже не поняла сначала, что именно здесь непривычно, не так, как везде… Здание типовое, стены внутри выкрашены обычной «школьной» краской, вполне стандартные стенды, на подоконниках цветы, на окнах занавески. Чисто, аккуратно, Интернет в каждом классе, есть отдельный, хорошо оснащенный компьютерный класс, но, в сущности, нет ничего из ряда вон выходящего. И все-таки чем-то эта школа отличалась от других, похожих. Каким-то особым светом, теплом. Хотя день, когда я приехала в Бриляково, был не по-апрельски холодным и ветреным, в школе было уютно, спокойно и радостно. Только потом я поняла, в чем секрет. Здесь все улыбались. Учителя, дети, технички, родители. Причем улыбались не только мне, но и друг другу. И видно было, что улыбки не натужные, а искренние. – У вас сегодня какой-то праздник? – не выдержала я.- У нас всегда праздник, – улыбаясь, ответила Елена Николаевна Чуланова, учитель русского языка и литературы, ставшая моим гидом. Глядя на ее доброе и открытое лицо, не поверить в это было невозможно. А Елена Николаевна пояснила, видя мое недоумение:- У нас сейчас идет предметная неделя. Каждый день посвящен какому-то одному предмету. Сегодня, например, день истории. Завтра – биологии. А вчера был день русского языка. В предметные дни проводятся тематические конкурсы, познавательные игры, их готовят учителя-предметники, дети тоже участвуют в презентации того или иного предмета. Конечно, если считать праздниками только мероприятия, то у нас они не ежедневно, если же говорить о поводах для радости, то их действительно много. Мы же одна большая семья – 131 ребенок, 19 учителей, технический персонал – так только дней рождения сколько! А есть и другие поводы: у кого-то в семье прибавление, кто-то победил в соревнованиях или лучше всех выступил на районном фестивале, у кого-то появился долгожданный домашний питомец, кто-то наконец пятерку получил или интересный доклад подготовил – все этому радуются.Конечно, и для грусти поводы случаются – как без этого прожить большой семье? Были и тяжелые страницы в истории Бриляковской школы. Так, в начале 80-х годов многим выпускникам пришлось исполнять воинский долг в Афганистане, а в середине 90-х годов почти все юноши одного из выпусков были направлены служить в Чеченскую Республику. Тревожное было время не только для их родителей, но и для учителей. Но сколько радости было, когда выпускники возвращались, – погибших не было! С момента возвращения первых афганцев повелась прекрасная традиция – каждый год накануне Дня защитника Отечества в Бриляковской школе начинается Вахта Памяти. Сегодня она посвящается трем поколениям защитников и продолжается до 9 Мая. Вот уже 30 лет подряд 22 февраля старшеклассники и педагоги Бриляковской школы принимают участие в лыжном агитпробеге, посвященном памяти погибших воинов-интернационалистов. «Лыжня мужества» стартует в Городце, проходит через несколько населенных пунктов, в том числе через Бриляково, и заканчивается в селе Смиркино – это порядка 30 километров. Возглавляют пробег ветераны-интернационалисты. Они в прекрасной физической форме (участникам афганской кампании сегодня около 50 лет, тем, кто воевал в Чечне, около 35), поэтому они задают высокий темп движения. Школьникам не так-то просто бежать за взрослыми мужчинами, но не было случаев, чтобы кто-то из участников сошел с дистанции. Это тоже своеобразная подготовка – школа мужества.Значимым событием ежегодной Вахты Памяти является уход за мемориалами в честь погибших в Великой Отечественной войне. Бриляковские школьники ухаживают за памятниками в Брилякове и расположенном в пяти километрах Кумохине. В прошлом году они провели самую настоящую реставрацию обоих памятников. В Брилякове и соседних селах еще живы ветераны Великой Отечественной, участники и труженики тыла. Каждый класс Бриляковской школы шефствует над своим ветераном. Шефство – это не только поздравление с праздниками, но и помощь по хозяйству в течение всего года: школьники вскапывают грядки, помогают убирать урожай, спускать его в погреб, прибирают в доме и на приусадебном участке. Начиная с конца апреля ученики 5-9-х классов посещают ветеранов, дарят им подарки, сделанные своими руками. Все это делается неформально, потому что связи поколений в Брилякове давние и крепкие. В этом большая заслуга педагогов. Почти все они – выпускники Бриляковской школы, поэтому сберегают ее лучшие традиции и передают их своим ученикам. Надо отметить, что история школы очень давняя – четыре года назад учителя, школьники и выпускники с размахом отмечали ее 100-летний юбилей. А ежегодная встреча поколений, на которую приглашаются ветераны и дети войны, воины-интернационалисты и сегодняшние ученики, проводится в актовом зале школы 7 мая. А 9 Мая – тоже по традиции – в Брилякове проводятся торжественный митинг и концерт в честь Дня Победы. Его готовят школьники под руководством пионервожатой Натальи Аллимпиевны Тюриной и заместителя директора по воспитательной работе Светланы Рэмировны Фроловой. В 2010 году в школе был создан зал боевой славы – это коллективный ученический социальный проект. Сегодня дети продолжают его – пополняют экспозицию и ведут экскурсии для младших школьников и гостей. В настоящее время реализуются несколько социальных проектов экологической направленности. Один из них – Серебряный ключ в деревне Евдокимово. Из родника местные жители и раньше брали воду, богатую серебром. Но школьники все расчистили, поставили новый сруб, оформили его, пригласили священника, который освятил ключ. Теперь ответственный класс ухаживает за территорией родника. «Школьное лесничество» – еще один проект. Он начался в 2010 году, после летних пожаров, когда в Нижегородской области и Городецком районе сгорело много лесов. Три года подряд школьная трудовая бригада сажает молодые елочки и сосенки и ухаживает за посадками. Разумеется, все ученики Бриляковской школы знают, что весной ни в коем случае нельзя сжигать траву и устраивать костры. Бриляковская школа в Городецком районе на особом счету – не случайно именно она стала базовой в период реструктуризации сети образовательных учреждений. В соседних селах – Шадрине (оно в 7 километрах от Брилякова) и Смиркине (в 16 километрах) – есть свои начальные и основные школы, но многие родители предпочитают возить детей в Бриляково с первого класса. Подвоз осуществляется на трех школьных автобусах – у каждого автобуса только один утренний рейс – занятия в Бриляковской школе начинаются рано, в 8 утра. Тем, кто живет далеко, приходится вставать в 6 утра. Есть, например, ученик, живущий в 35 километрах от Брилякова – в селе Копосово. К 7.00 ему нужно пешком преодолеть 2 километра до Зубова, где школьный автобус забирает других детей. Правда, днем на обратном пути, автобус подвозит своего самого дальнего ученика прямо к дому. Еще лет 15 назад такого подвоза не требовалось – ученики из Копосова и Зубова жили в интернате, имевшемся при школе. Он был закрыт в силу нерентабельности, потому что с каждым годом приезжающих детей становилось все меньше и меньше, основная часть жила поблизости. Проектная мощность современного здания школы, построенного в 1978 году, рассчитана на 420 учащихся. Еще три года назад в школе было по две параллели и в классах учились по 27 человек. Все изменилось, когда местный колхоз – СПК «Русь», славившийся в прежние времена своими успехами, – был признан банкротом. Есть мнение, что процесс был кому-то очень выгоден, ведь долгов у колхоза на момент банкротства было совсем немного. Их можно было выплатить в течение двух лет, но ждать не стали и всю колхозную собственность продали с молотка за символическую цену. Многие жители села и окрестностей лишились работы. Те, кто помоложе, стали трудоустраиваться в Городце, Заволжье, Нижнем Новгороде. Естественно, это сказалось и на численности школьников. Сейчас в помещениях бывшего хозяйства размещаются мелкие арендаторы, занимающиеся сельским хозяйством и переработкой. Еще в Брилякове есть свое лесничество и электромеханический цех. Но всех жителей они не могут обеспечить работой и тем более достойной зарплатой. Удастся ли сохранить контингент в будущем? Этот вопрос волнует весь коллектив школы. Директор Валентина Клементьевна Кудряшова и ее заместитель по учебно-воспитательной работе Анна Викторовна Муратова стараются делать все, чтобы рейтинг школы оставался высоким. Педагоги и учащиеся активно участвуют в олимпиадном и конкурсном движении (и, надо отметить, часто побеждают). Например, 28 марта в Нижнем Новгороде состоялось награждение победителей конкурса исследовательских проектов по экологии. Среди награжденных был ученик 8-го класса Бриляковской школы Егор Сайгин. Его работа, посвященная исследованию кровососущих, обитающих на реке Узоле, заняла второе место. А начал он заниматься их изучением в летнем экологическом лагере, организованном для школьников Городецкого района. Бриляковским ученикам есть с кого брать пример. Многие учителя были в свое время победителями муниципальных этапов конкурса «Учитель года». Большинство педагогов занимаются самообразованием, повышая свой профессиональный уровень. Кстати, четыре учителя из 19 имеют высшую категорию, а 13 – первую, два молодых специалиста пока не аттестованы. Очень большую роль играют в жизни коллектива совместные творческие дела. Учителя и тут задают тон – есть среди них и певцы, и танцоры, и настоящие артисты. Сама подготовка мероприятия превращается в праздник. Это и неудивительно, ведь все учителя почти одного возраста, пенсионеров в коллективе нет. Школьные и сельские праздники и зрителям, и участникам запоминаются надолго. Дети и их родители очень любят свою школу, гордятся ею. Но не все зависит от педагогов. Если у родителей не будет работы, они вынуждены будут искать новые места жительства. И их детям придется учиться в городских школах, крупных и материально обеспеченных, но менее уютных. Процесс оскудения земли пытаются остановить местные энтузиасты-предприниматели, кстати, тоже бывшие выпускники Бриляковской школы. И очень хочется надеяться, что это у них получится. Бриляково, Нижегородская область
Комментарии